Обзоры, аналитика

03 мая 2011

Российские отельеры осваивают информационные технологии

Компьютерная экспансия, утверждают историки, была самой стремительной и масштабной за всю историю человечества. Техническое устройство — простой инструмент расчетов, хранения, копирования, тиражирования данных — произвело кардинальный переворот в сознании человечества, а появление Интернета обеспечило информации мировое господство. С появлением универсального коммуникационного канала информация стала править миром уже не номинально, а фактически.
Охватив все сферы деятельности человека, информационные технологии сегодня стремительно меняют традиционные бизнес-схемы, производственные и организационные процессы. Не обошли они стороной и отельный бизнес. Глобальная сеть открывает перед отельерами поистине необозримые перспективы — ведь у нее нет границ. Осталось заставить Интернет работать на себя.
Видные западные специалисты в области гостиничной индустрии еще в начале 90-х годов прошлого века сходились во мнении: рынок окажется в руках у тех, кто первым придет к целенаправленному изучению и использованию этого высокотехнологичного инструмента для привлечения клиентов. В точности их прогноза сомневаться уже не приходится — западный сетевой бизнес давно перешагнул планку крупного, явив миру примеры возникновения таких международных корпораций как EasyToBook и GTA. С их помощью по всему миру ежегодно осуществляется более 8 млрд. турпоездок. А начинали они свою информационную экспансию, как и все, с малого — с простого сайта.
Да, все что нужно для старта — грамотный web-ресурс: простая навигация, четкая и понятная структура, минимум завитков и максимум полезной информации и удобных сервисов для клиента. А затем — планомерный охват информационного поля. Ибо если бизнес не идет к клиенту, сам клиент не придет и не принесет прибыль.
Понимание, что Интернет — прямой канал выхода на клиента, у наших отельеров уже есть, но механизмов работы с удаленными аудиториями напрямую у большинства не выработалось. По мнению специалистов, чтобы составить конкуренцию Западу, активно осваивающему наше информационное пространство, отечественному турбизнесу как раз и не хватает знания информационных технологий. Они оперируют методами прошлого века, теряя на посредниках и провальных сезонах до 60 % прибыли, которую можно было бы вложить в развитие или реконструкцию и оснащение; привлечь новую и удержать существующую клиентуру.
Концепция успешного старта
Мир становится все более интегрированным и мобильным, а значит потенциально у каждого отеля, будь он хоть одной «звезды во лбу», где-то есть своя целевая аудитория. Но прежде чем начинать за нее информационную борьбу в Сети, надо точно определить, какая именно аудитория является для отеля целевой. И еще раньше — определиться с собственной концепцией и местом на рынке.
Беда относительно молодого отельного бизнеса как раз в том и состоит, что отсутствие конкуренции в недавнем прошлом выработало у отельеров целый ряд стереотипов. В советский период, кроме ценового критерия (связанного со звездностью), ни о каких индивидуальных концепциях и, следовательно, целевых аудиториях речи не шло. Затем был период постперестроечного хаоса, а не успел рынок начать подъем — случился финансовый кризис. Вот он и расставил все по своим местам, убрав с арены слабые звенья и оставив только тех, кто вплотную занялся продвижением отеля в сети Интернет.
В последнее время и у отечественной туриндустрии появились грамотные стратегии завоевания рынка. Многие отели сегодня активно адаптируют свой бизнес под деловой, индивидуальный и групповой туризм, семейный и детский, экстремальный и гастрономический. Выстраивая единую концепцию, они выходят на информационное пространство Сети и добиваются эффектных результатов, ибо специализация отеля дает возможность предлагать клиентской аудитории то, в чем она нуждается.
Информационная экспансия отеля — как стратегия охвата рынка
Да, пионеры эпохи информационных технологий уже не сидят в своих виртуальных службах бронирования, ожидая клиентов, а энергично осваивают разнообразные электронные каналы доставки информации клиенту напрямую. И речь в данном случае не идет о спам-рассылках по электронной почте, хотя, бывает, и они тоже работают.
Генеральный директор крупного петербургского интернет-агентства «Кельник студиос» Олег Кельник комментирует: «Технологии pr-, smo и smm-продвижения отеля на рынке гостиничной индустрии — сегодня самый перспективный вид продвижения, поскольку в отличие от традиционного pr охватывает частой сетью разные каналы, обеспечивая широкие возможности контакта с потенциальным клиентом. В первую очередь это официальные и неофициальные по формату общения отраслевые площадки федерального и регионального уровня. Грамотное лоббирование интересов отеля в сети Интернет дает отличные результаты, а формат материалов настолько разнообразен, что позволяет привлекать разные целевые аудитории, даже учитывая их особенности восприятия информации и ценностные приоритеты, не говоря уже о географии. Не в последнюю очередь популярность этих трех инструментов продвижения базируется на прозрачности бюджета. Ни один вид off-рекламы не даст такой возможности — отследить «стоимость» каждого клиента».
PR, SMO и SMM — сегодня самые востребованные и активно развивающиеся информационные технологии продвижения в сети Интернет. Их эффективность в совокупности с другими видами — seo-оптимизацией, баннерной и контекстной рекламой в отраслевом сегменте, директ-маркетингом — дает тот охват информационного поля, который обеспечивает отелю стабильную наполняемость номерного фонда и увеличение постоянной клиентской аудитории.
Евгения Вайтер
АиФ Северо-Запад