Обзоры, аналитика

04 апреля 2012

Развитие рынка неизбежно

Наиболее разумная стратегия в столь трудные времена – ставка на качество объектов гостеприимства. Спрос на номера зависит от мировой ситуации. Россия и Москва имеют серьезные планы по развитию новых объектов. Как всегда, остро стоит проблема подготовки квалифицированного персонала в регионах.

Нужен комплексный подход, чтобы могли путешествовать и останавливаться в гостиницах школьники, молодежь - те, у кого пока мало денег. Требуется нормальный, не надуманный маркетинг, тогда будет серьезный экономический эффект. 70% россиян не были за границей, поэтому емкость этого рынка огромна, т.к. можно развивать внутренний туризм. И здесь важно доверие к власти, а также взаимодействие всех структур. И, в первую очередь, это имеет значение для регионов. Отдельным вопросом стоит вопрос о создании гостиничных объектов в особых экономических зонах (ОЭЗ). Выслушаем на эти темы мнение профессионалов:
Сергей Колесников, Генеральный директор ГОСТ Отель Менеджмент:
– Особые экономические зоны – это потрясающая возможность развить нашу огромную страну. Не может частный бизнес создать что-то мало-мальски серьезное без сотрудничества с государством. Государство получает большие доходы от наших недр, от регионов-доноров. Развитие включает в себя создание инфраструктуры, что позволит создать определенный бизнес частным инвесторам, которым не придется вкладываться в подготовительные работы, в строительство дорог и прокладку коммуникаций. Государство создало такой механизм, при котором регионы могут сами определить тот сектор экономики, который можно развить в данном субъекте. Регион определяет конкретный сектор, исходя из комплексного анализа территории, людей, проживающих на ней, исторических традиций и т.п.
Учитывая тот факт, что мы занимается гостиничным бизнесом, то нас интересуют ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Они уже появились и начали действовать. Такие зоны появились в Бурятии и на Алтае, скоро будут в Иркутской области. Есть зона на Северном Кавказе. Государство поддерживает регионы и бизнес конкретными делами, выделяя значительные денежные средства. Для этого создано ОАО «ОЭЗ», которое уже доказало свою эффективность. В Бурятии и на Алтае, на горнолыжных курортах Северного Кавказа уже вовсю кипит работа, появились частные инвесторы, которые вкладывают собственные средства. Инвестор может выбрать любой проект в рамках ОЭЗ, который попал в план развития территории. Этот подход позволяет создавать настоящие курорты с единой концепцией, а это уже первый шаг в борьбе за будущего клиента!
Светлана Колотовкина, начальник управления инвестиционного развития Администрации Иркутской области:
– В Якутии и Бурятии мы планируем развивать свободные экономические зоны, используя имидж Байкала, готовые гостиничные инфраструктуры. В Иркутске мы открыли серию Мариотт-отелей. А одна из гостиниц Иркутска получила премию «Золотой ключик». Регион ждет прихода крупных гостиничных сетей, серьезных международных туроператоров. Иркутский регион серьезно развивается, но, к сожалению, Байкал – больше пока зона внутреннего туризма. В Иркутске наблюдаются положительные сдвиги, например, увеличение количества авиарейсов. У нас 20 рейсов с другими странами. Байкал должен стать привлекательным для туристов. Но пока на Байкале мало гостиниц и много туристов селится в частном секторе. Текущее состояние гостиничных средств размещения – критическое и эту проблему необходимо решать.
Вадим Дубовик, заместитель генерального директора корпорации «Особые экономические зоны»:
– В РФ – 24 федеральные экономические зоны. Остановлюсь на некоторых, в частности, на 2 экономических зонах в Алтае и на 2 особых экономических зонах в Бурятии и Якутии. Роль нашей компании – создание необходимой инфраструктуры. Без этого невозможно возведение в этих зонах гостиниц. Необходимо содействие развитию регионального туризма, чтобы люди больше ездили по России, т.к. авиабилеты по РФ пока дорогие, дороже, чем авиабилеты в другие страны. Вторая проблема – развитие малого бизнеса в этих зонах. Развитие транзитного туризма. Мы стараемся создать максимально удобные условия для развития туристического и гостиничного бизнеса в этих регионах, для этого создаем различные налоговые преференции.
ОЭЗ – это территории, которые наделены особым юридическим статусом и экономическими льготами (налоговыми, таможенными, инфраструктурными) для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли. ОЭЗ бывают четырех видов:
1.Промышленно-производственные зоны.
2.Технико-внедренческие зоны.
3.Портовые.
4.Туристско-рекреационные.
Резидентами ОЭЗ к 2011 году стали 280 компаний. 31% инвесторов вкладываются в туристско-рекреационные зоны. В настоящее время заявлено 300 млрд. рублей частных инвестиций в различные предприятия ОЭЗ, в том числе и в гостиничные объекты.
Новая модель развития ОЭЗ туристско-рекреационного типа характеризуется следующими тенденциями: ориентация на массовый туризм вместо элитного и локального; обеспечение гарантированных туристических потоков; соблюдение единых архитектурных решений и правил строительства; комплексная застройка вместо точечной; этапность строительства для обеспечения экономики отдельных инвестиционных проектов по мере развития ОЭЗ; приемлемая структура обеспечения для заемного капитала; проведение федеральных и региональных фестивалей на площадках ОЭЗ; тесное сотрудничество с профессионалами туристического бизнеса; доступный авиатранспорт и качественные многополосные дороги до ОЭЗ (в рамках ФЦП); создание зон свободной торговли (0% НДС на розничную торговлю) на территории ОЭЗ. Из конкурентных преимуществ ОЭЗ можно назвать еще и возможность выбора земельного участка, необходимой площади под строительство новых гостиничных объектов, а также налоговые льготы.
Максим Лозовский, генеральный директор «Strategy Partners»:
– Расскажу на примере Иркутской области, какие шаги необходимо сделать регионам: определиться с приоритетами; в каждом регионе должна появиться программа развития туризма; разработать концепцию создания гостиничного объекта (курорта); концепция должна разрабатываться с привлечением инвесторов; понимать базовую специализацию курорта и привлекать лучших планировщиков; обеспечить доступность регионов для инвесторов; имеет значение построение инфраструктуры; содействие привлечению финансирования в региональные новые проекты; продвижение бренда региона, финансирование маркетинговых и рекламных мероприятий.
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ В ЖУРНАЛ ОТЕЛЬ