Обзоры, аналитика

04 апреля 2012

Хостелы России: гости из будущего

Если бы кому-то в голову пришла идея снять художественный фильм о российских хостелах, то для такой киноленты идеальным названием было бы "Гости из будущего". По прогнозам будущее у "общежитий made in Europe" великое, но в настоящем даже слово "хостел" вызывает порой непонимание и множество вопросов. И все-таки каждый год создаются новые хостелы, и как белки в колесе вертятся хостельеры, поскольку такой бизнес - это 25-часовой рабочий день без выходных.

Германия. Постояльцы горланят песни, распивая крепкий шнапс - отмечают самую длинную в мире историю хостел-движения - более века. Англия. Выспавшиеся туристы, отведав breakfast, отправляются в экологические рейды - бороться за спасение зубров и глухарей. Австралия. Отдыхающие не могут решить дилемму: пойти спать в свою уютную комнату или же продолжить ночные танцы под звуки джаза на крыше собственного ночлега? Индия. Рассекая на каноэ полноводный Ганг, гости хостела выдают философские изречения, наподобие того, что стало девизом Индийской Ассоциации Молодежных Хостелов: "Блуждая, каждый собирает мед".
А Россия? На самом деле, с хостел-движением в России все очень запутанно и непонятно. Если во многих других странах уже давно была осознана если не прибыльность, то необходимость данных средств размещения, и государством всячески поддерживается жизнь действующих хостелов и создание новых, то в России не существует даже официального понятия "хостел". По этому поводу высказалась представитель сертификационного центра "РОС-ТЕСТ" Алия Сагитова: "Так как само понятие не имеет в нашей стране четкого определения, соответственно, и требований к хостелам никаких нет, все они приравниваются к гостиницам, и в основном работают по туристической лицензии. На сегодняшний день общие для всех хостелов стандарты разрабатывает неправительственная и некоммерческая организация Hostelling International (HI). Эта Международная Молодежная Федерация Хостелов действует под протекцией ЮНЕСКО и объединяет более 400 хостелов, разбросанных по всему миру. HI также устанавливает критерии получения аккредитации, проводит проверки уровня качества услуг, предоставляемых хостелами. На хостелы, являющиеся членами Федерации, распространяются единые стандарты, и владельцы не могут их игнорировать".
Но желающих занять именно эту нишу в оказании гостиничных услуг не останавливает отсутствие специального пункта в законопроектах - количество молодежных отелей растет год от года, как и туристический трафик. Только с начала 2011 года в Москве, по некоторым данным, было создано более 20 новых хостелов. И открывают их, как правило, молодые, не умудренные опытом люди. Причин тому множество: приближенность к целевой аудитории, желание работать на себя, относительно небольшие суммы для стартапа и более чем скромный перечень услуг. Так, джентельменский минимум сервиса хостела выглядит примерно следующим образом: чистая постель, кухня, душ с горячей и холодной водой, туалет, лобби с телевизором. Нередко среди удобств можно обнаружить бесплатный WiFi и завтрак, трансфер, экскурсии, туристическую информацию.
Не имеющие юридического статуса хостелы попадают под вероятность неожиданной проверки и порой необоснованных обвинений в несоответствии стандартам. На специальных форумах можно встретить жалобы начинающих хостельеров касательно проблем с роспотребнадзором, налоговой, санэпидемстанцией, пожарными, милицией и, само собой, соседями: "Штрафы тоже не маленькие. Без административного ресурса будет страшно и тяжело. Возможно, много придется отдавать на взятки..." Хотя в подавляющем числе случаев службам проверки критерии качества хостелов абсолютно неизвестны.
А между тем, они обозначены в положении Международной Молодежной Федерации Хостелов (HI). Основополагающие требования к хостел-стандартам - это культура общения и прием, чистота и порядок, безопасность, уединенность и удобство. Также федерацией еще в 2004 году был запущен проект по Программе Качества, по окончании которого 14 хостелов планеты были награждены Сертификатом Качества (HI-Q). Один из HI-Q отправился в город Санкт-Петербург. Программа действует и сейчас, и российские хостелы - неизменные участники в гонке за сертификатами. Какие же привилегии достаются их обладателям? Сертификат Качества гарантирует более высокий уровень обслуживания клиентов, понимание сотрудниками хостела возложенных на них обязанностей, подтверждает соответствие хостела всем международным стандартам качества и проживания, а кроме того, обеспечивает признание хостела на международном рынке. Но сертификация гостиничных услуг в России необязательна, поэтому приобретение сертификата - личное дело управляющего хостелом.
В Санкт-Петербурге Некоммерческим Партнерством "Общество содействия развитию Хостел-движения" (НП "ОСРХД") также были приняты собственные базовые стандарты для молодежных общежитий России. А уже в 2011 году несколько ведущих московских хостелов объединились в Союз хостелов, который своими главными задачами обозначил популяризацию хостел-движения в Москве, взаимодействие хостелов с государственными структурами и адаптацию западного опыта на русской почве. На сегодняшний день в Союзе состоят 14 хостелов, но эта цифра непостоянна, организация открыта для всех и принимает новых членов. Само правление Союза свою организацию характеризует так: "Союз хостелов – некоммерческая организация, которая существует за счет взносов его членов. Все деньги, которые платят хостелы в Союз, расходуются исключительно на нужды участников. Работают в Союзе хостелов представители членов Союза на общественных началах. Мы полагаем, что эти принципы не позволят Союзу хостелов превратиться в еще одну бюрократическую надстройку, которых и так слишком много." Союз хостелов тоже озадачен разработкой обязательных внутренних стандартов.
Таким образом, требования к хостелам, хоть и не прописанные в законах, все же существуют. Но выполняются ли? Что сдерживает развитие хостелов в Москве? Насколько отсутствие легализации деятельности хостелов препятствует их свободному функционированию? На эти и другие вопросы журналу "Отель" дали ответы пять московских хостелов. Итак: пять хостелов, пять историй, пять взглядов изнутри.

"Mokba"
"В нашем бизнесе у нас практически не возникает сложностей, - уверяет Денис Шешуков, управляющий хостела "Mokba", открывшегося месяц назад. Такое безапелляционное высказывание обусловлено тем, что у Дениса до открытия хостела уже имелся опыт работы в гостиничном бизнесе. Вместе со своим коллегой он основал мини-отель "Mokba" на Арбате. "Оба средства размещения зарегистрированы как ООО "Арбатский дворик". Но хостел - это совершенно отличная от мини-отеля сфера организации проживания, и интересно попробовать себя именно в этом сегменте рынка. В хостеле больше мест, и, следовательно, проходимость больше. Гость платит за место, а не за номер, удобства расположены на этаже - за счет этого и цены ниже". В хостеле Дениса, расположившемся на месте бывшего офиса, имеется 5 комнат общей вместимостю 48 человек. По свежему ремонту, идеально новой мебели заметно: пока что здесь не ступала нога человека, за исключением небольших групп туристов из Бразилии и Германии. "Отношения с постояльцами у нас фактически оформляются как краткосрочная аренда. Мы копируем документы гостей, делаем свои пометки, ведем таким образом отчетность. Работаем по упрощенной системе налогообложения, и с налоговой проблем никогда не возникало. У нас нет сертификата и мы не являемся членами различных ассоциаций. Но если возникнет в этом необходимость, все можно исправить".
На вопрос о том, не смущает ли его такое близкое соседство с другими хостелами (в доме напротив и даже в том же самом здании), Денис ответил, что не боится конкуренции. "С уверенностью могу сказать, что мы займем свой сегмент на рынке гостиничных услуг, так как очень отличаемся от наших шумных "соседей" атмосферой спокойствия и чистоты..."

"Day'n'Night"
Генеральный директор и совладелец хостела "Day'n'Night" Дмитрий Соболев, по сути, создавал место, в котором захотел бы остановиться сам. В итоге получилась необыкновенно уютная и гостеприимная квартира с просторной кухней, гостиной и безупречно чистой ванной комнатой. "Хостел рассчитан на двенадцать человек, - рассказывает Дмитрий, - хотя вместить можно было бы и все тридцать. Но следует понимать, что большому количеству людей будет неудобно пользоваться одним туалетом и одной ванной. В таком деле нужно соблюдать баланс между интересами коммерсанта и интересами человека. Все-таки я считаю, что этот бизнес - для энтузиастов, на одной коммерции далеко не уедешь".
По словам Дмитрия, минувшей весной московский Союз хостелов, членом которого является "Day'n'Night", во главе с действующим председателем Ксенофонтовым Иваном Сергеевичем участвовал в пресс-конференции со столичным руководителем Комитета по туризму Сергеем Шпилько. На пресс-конференции были сформулированы основные проблемы хостел-движения и высказано твердое намерение московского Комитета по туризму тесно сотрудничать с Союзом хостелов для дальнейшего продвижения этого средства размещения. "Если говорить о других ассоциациях и объединениях, то я не вижу смысла вступать в них. Потому, что они, скорее всего, кому-то просто выгодны. Да, взносы назначаются, но для улучшения положения хостелов ровным счетом ничего не делается.
За последние два года появилась тенденция к увеличению числа пользователей хостелов, их перестают бояться. Если сейчас соотношение людей, готовых воспользоваться услугами хостела - где-то пятьдесят на пятьдесят, то совсем недавно количество желающих было гораздо меньше. Перспективы у этого бизнеса есть, - считает Дмитрий. - В Москве содержание хостела - это, безусловно, выгодное предприятие. Главное - наладить такой непростой процесс аренды помещений..."

"Транссибирь"
Хостел "Транссибирь", затерявшийся в переулках Басманного района, расположен в здании бывшей усадьбы XIX века. Но о "русскости" говорит лишь его название и наружность, тогда как, оказавшись внутри, попадаешь в атмосферу непритязательности и свободы самовыражения хиппи. Это и неудивительно: основной контингент здесь - иностранцы. Как отмечает менеджер хостела Свеня Генералова, "Транссибирь" привлекает гостей именно своей камерностью и домашним удобством, комнаты здесь практически никогда не остаются пустыми. Кстати, имеющиеся в хостеле 7 комнат - результат недавнего расширения пространства. Хозяйке, наконец, удалось выкупить соседнюю квартиру и теперь в хостел, теоретически, одновременно могут заселиться 23 человека.
На вопрос о том, что сдерживает развитие бизнеса, Свеня ответила предельно просто, но неожиданно: "Развитие? А я не знаю, о каком развитии идет речь. Есть ли вообще необходимость развиваться? Нас устраивает то, что имеем, мы ни к чему не стремимся. У нас есть постоянные клиенты, которые к нам приезжают регулярно. Хостел никогда не пустует, хотя мы и не делаем себе рекламу. Но и особой прибыли мы не получаем".
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ В ЖУРНАЛЕ ОТЕЛЬ