Обзоры, аналитика

04 апреля 2012

СПА против фитнесса

По данным аналитиков, показатель занятий спортом и физкультурой для развитых европейских стран в среднем в 5-10 раз выше чем в России. Между тем, потребность в фитнес-услугах в России растет постоянно, как в обеих столицах, так и на периферии. Но как показывает практика, далеко не каждый отель или гостиница могут решить этот вопрос в пользу своих гостей.

По данным специалистов Global Reach Consulting (Grc), западный рынок фитнес-услуг на 20-30 лет опережает российский. Но россияне с недавних пор переняли модную привычку на здоровый образ жизни. В целом, отечественный рынок фитнес-услуг в России в период кризиса хоть и сократился на десятую часть, в прошлом году произошло оживление, и его объемы достигли докризисного уровня, приблизившись к $1 млрд., считают эксперты компании Grc. А по оценкам аналитиков УК «Финам Менеджмент», объем рынка фитнес-услуг на сегодня уже составляет около $1-1,5 млрд. В прошлом году основная часть фитнес-клубов на российском рынке была сосредоточена в двух столицах: около 2/3 рынка приходилось на Москву и Санкт-Петербург, остальное – на регионы. В прошлом году в России функционировало около 2 тыс. фитнес-клубов. При этом, каждый месяц только в Москве открывается по несколько заведений. В регионах ниша фитнес-индустрии практически свободна. Хотя динамика роста фитнес-клубов в России опережает ведущие страны мира, данный сегмент рынка платных услуг все еще находится на начальном этапе своего формирования и сохраняет значительный потенциал роста. «Спрос на фитнес не успел принять сколько-нибудь массового характера», - заверяет Максим Клягин.
Перспективы дальнейшего роста ограничены, прежде всего, уровнем платежеспособного спроса, а также в определенной степени другим сдерживающими факторами. К примеру, это - дефицит качественных площадей. Около 50-60% этого рынка по-прежнему приходится на долю наиболее капитализированных регионов Москвы и Санкт-Петербурга. То есть уровень развития данной индустрии даже в наиболее крупных городах остается крайне невысоким. Хотя, вполне вероятно, что в среднесрочной перспективе наибольшая активность будет наблюдаться как раз в регионах, где уровень насыщенности все еще весьма низкий, убеждены аналитики.

Три фактора против
Менее всего ясна динамика развития спортивной индустрии в гостиничном бизнесе. Опрошенные эксперты затрудняются назвать точную цифру по количеству спортивных клубов в российских гостиницах и отелях. «Тут необходимо учесть низкий уровень транспарентности рынка и его слабой изученности, поэтому оценки варьируются в достаточно широком диапазоне» - говорит аналитик Максим Клягин.
В целом все выделяют три фактора, негативно воздействующих на развитие фитнес-услуг в гостиницах: на отсутствие необходимых площадей накладываются высокие затраты на реализацию спортивных проектов при относительно невысоком спросе. Некоторые отельеры признаются, что приходится ограничиваться лишь небольшим тренажёрным залом с несколькими снарядами и парной при раздевалке. Такой формат непосредственно организовывает сам отель на небольших метражах и при необходимости это помещение с легкостью трансформируется под другие потребности.
Поэтому большинство отелей все же старается обойтись услугами SPA для своих клиентов. SPA, по их мнению, уж точно будут пользоваться высоким спросом, а потому есть причины вкладываться. Они мотивируют это тем, что львиная доля гостей сетей - приезжие бизнесмены из других городов или стран. Целью поездки такой публики являются деловые командировки, и после трудового дня она интересуется программами релаксации, водными процедурами, массажем, джакузи и процедурами по уходу за лицом и телом, предлагаемые для прекрасной половины человечества. Так в гостиницах компании AMAKS Hotels&Resorts развивается именно SPA-услуги. Компания не ставит цель развивать в своих отелях фитнес-услуги, поскольку это требует довольно высоких затрат и больших площадей. «Мы предлагаем SPA-программы и это обосновано», - рассуждает начальник управления стандартизации и сервиса AMAKS Hotels&Resorts Ольга Храмоина.
С ней соглашается и помощник генерального директора компании «Аккорд Менеджмент Групп» Яна Волошинова. К примеру, в гостинице «Садовое Кольцо», которой она управляет - всего 85 номеров, то есть приблизительно 500 кв. метров - ни о каком тут фитнесе не может быть и речи. Для полноценного фитнеса нужны большие площади: не менее 1 тыс. кв. метров. И огромные затраты на содержание и обслуживание комплекса. К примеру, одни только инвестиции в простенький фитнес-зал в 500 кв. метров составят от 6 тыс. долларов. В фитнес-клубе уважающего себя отеля должны работать тренеры высокого класса. Поэтому сюда необходимо прибавить ежемесячные затраты на зарплаты персонала, а также обслуживание тренажерного зала, спортивных секций, все это приблизительно составит 45-50 тыс. долларов. «Помимо всего прочего, гостям необходим бассейн, спортивный бар, это также дополнительные статьи расходов», - объясняет Яна Волошинова. «Отличная компенсация отсутствию фитнесса – SPA-услуги с термальной зоной, косметологией и выбором массажа», - рассуждает она. Тем более, что гости именно этим интересуются, им хочется расслабиться. Поэтому как показывает практика, столичные отели в наибольшей степени озадачиваются реализацией SPA-услуг.

"Спорт" на аутсорсинге

Как считают аналитики, в целом это достаточно интересный формат. Наличие подобной услуги теоретически может оказывать некоторое позитивное влияние на трафик объекта размещения. «Но преимущественно речь скорее может идти о дополнительных доходах за счет передачи площадей в управление профильному оператору», - считает Максим Клягин. Стоит учитывать, что в таком случае значительную роль в достижении позитивных показателей будет играть локализация средства размещения.
Именно по формуле аутсорсинга столичные отели, располагающие «свободными» квадратами становятся арендодателями для брендовых фитнес-клубов, уже известных на рынке. Это позволяет им получать прибыль с аренды и предлагать гостям фитнес-услуги со скидкой. В раскрученных фитнес-клубах уровень профессионализма персонала достаточно высокий, поэтому для искушенных тут сервис будет ожидаемый. Множество спортивных клубов работают с отелями, категории три, чаще четыре звезды.
Как отмечают опрошенные представители фитнес-клубов, средняя стоимость аренды квадратного метра по Москве составляет около 10 тыс. рублей. С точки зрения локализации масс, отель может быть довольно привлекательным арендодателем для спортпроектов. Такой симбиоз довольно выгоден: отели могут предоставлять клиентуру, квадратные метры за разумную плату и сопутствующие услуги, к примеру, кафе. В свою очередь, спорт-клуб – сопутствующую услугу гостям и сотрудникам отеля со скидкой, и, в некоторой степени, статус.
К примеру, средний спортивный клуб эконом-класса берет в аренду площадь отеля в 500 кв. метров. Инвестиции в его обустройство, включая перепланировку, обслуживание могут составить десятки тысяч долларов. Помимо этого, услуги инструкторов: в таком клубе их должно быть не менее трех. Оклад среднего специалиста приблизительно составит 25 тыс. рублей.
Стоит ли говорить, что в клубе желательны сауна, солярий, разнообразные тренинги, йога, программы полезных танцев. Кстати, ближайший гостиничный бар сможет заменить спортивный, при отсутствии его в клубе. Там всегда можно будет купить спортивные тоники, воду, свежевыжатые соки.
Часто большую сложность таких проектов составляет перепланировка площади и ее успешная дальнейшая эксплуатация, тем более, если здание со старыми коммуникациями. Здесь должен быть учтен целый ряд требований: новая противопожарная система с расчетом по квадратуре помещения исходя из количества человек, должны быть продуманы и пожарные выходы с лестницами на улицу.
Говорить об окупаемости проекта можно только ориентировочно: от года до четырех лет приблизительно. Несомненно, такой проект за счет только гостей отеля не окупится. Зато здесь всегда открыты двери для публики из ближайших организаций, бизнес-центров и близлежащих районов.
Другое дело фитнес-клуб категории бизнес-класса с площадью не менее 1 тыс. кв. метров и бассейном. Такой клуб по статусу будет иметь новейшую линейку тренажеров, предлагать разнообразие аэробных занятий и единоборств. Кстати, и тренажеров там на всех хватит: в некоторых клубах в прайм-тайм могут накапливаться микро-очереди на любимый снаряд. Не говоря о банальном комфорте: в каждой раздевалке по сауне и аренда сейфовых ячеек в вестибюле. Годовой абонемент здесь обойдется посетителю не в один десяток тысяч рублей, когда в клубе эконом-класса в среднем до 7,5 тыс. рублей, в зависимости от включения персональных тренировок и возможности заморозки посещения на время длительных отъездов.
«Это достаточно специфический бизнес, если речь идет о полноценном многофункциональном клубе, а не просто о небольшом спортзале в составе отеля, наиболее целесообразным представляется привлечение профильной компании для реализации проекта», - утверждает аналитик Максим Клягин.

По собственному замыслу

Как показывает практика, пятизвёздные отели придерживаются стандартов, касающихся обслуживания, комплектации и концепции своих спортклубов, собственных корпораций. «В нашем случае оказалось выгоднее и целесообразнее организовать клуб самим, поскольку мы вынуждены учитывать и применять стандарты корпорации «Марриотт», - объясняет PR-менеджер Renaissance Moscow Hotel Анастасия Андреева. К примеру, залы оснащают тренажёры марки Life Fitness, принятые в сети. Для гостей отеля занятия в фитнес-клубе и посещение бассейна бесплатно. Зато для «непроживающих» стоимость годового абонемента составляет 84 тыс. рублей. Возможность бесплатного посещения фитнес-клуба предоставляется только руководителям департаментов отеля. Так как открытие клуба приходилось на начало 90-х годов, все оборудование и комплектующие приходилось ввозить из-за границы, что и составило наибольшие трудности при реализации проекта. Одной из достопримечательностей спортклуба гостиницы «Ренессанс Москва» является самый большой среди гостиниц столицы бассейн длинной в 22 метра. А около полугода назад клуб был оснащен современным джакузи.
Однако и трёхзвёздочные отели экспериментируют, вводя свои собственные стандарты качества.
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ В ЖУРНАЛЕ ОТЕЛЬ