Обзоры, аналитика

17 октября 2012

Статистика знает всё

Все отельеры ориентируются на конкретные цифры и факты, публикуемые гостиничными консалтинговыми компаниями. Такая статистика помогает в планировании, а также дает возможность сориентироваться в стратегии ценообразования. Подобная информация интересна и гостиничным инвесторам. Взглянем на некоторые статистические данные.
Так, согласно данным Онлайн-службы резервирования гостиниц по всему миру: постояльцы все ниже оценивают сервис гостиниц во всех странах. По 10-бальной шкале – сервис гостиниц Москвы получил только – 7,1 балл. Гостиницы Парижа – 6,73; Лондона – 6,58; Рима – 6,92 балла; Токио – 7,67; Варшавы – 7,9 баллов; Хельсинки – 7,65; Берлина – 7,54; Праги – 7,52; Софии – 7,49; Бангкока – 7,47 баллов. Как видим, все крупные города мира по уровню гостиничного сервиса не поднялись выше 8 баллов.
Анализируя стоимость проживания в гостиницах Москвы, можно сказать следующее. По результатам исследований международной системы бронирования Hotels.com за 2011 год – стоимость гостиничного номера в Москве, в среднем, выросла на 9% и составляет $229 в сутки. По стоимости проживания в гостинице рейтинга крупных городов мира Москва занимает 6 место. На 1 месте – Маската (Оман), цена номера в сутки $346. На втором месте – Монте-Карло, с номерами за $292; на третьем – город Амальфи в Италии ($289), на четвертом – Нью-Йорк ($273), на пятом – Женева ($261). Если посмотреть цены на гостиничный номер во второй столице России – Санкт-Петербурге, то здесь цены за 2011 год выросли на 8% и средняя цена за номер составляет – $178,5 в сутки. Санкт-Петербург находится в международном рейтинге на 32 месте. По всей России стоимость номеров в отелях возросла на 9% и составляет, в среднем – $229 за сутки. Если же оценивать всю картину роста цен по всему миру, то стоимость номера в гостиницах возросла на 4%. Больше всего подорожали отели в Литве (на 14%) и в Финляндии (на 15%). Некоторое падение цен было на Ближнем Востоке из-за политических волнений.
Появился и ежегодный статистический обзор «Hotel chains in Europe 2011» британской компании OTUS Analitics. (это очень дорогое исследование – оно обходится аналитикам в 2000 фунтов стерлингов, т.к. изучается большой объем новой рыночной информации по гостиницам.) По результатам исследования: к началу 2012 года объем сетевого гостиничного рынка в Европе составлял – 1 миллион 916 тысяч номеров. Всего в Европе, включая и гостиничные сети, и независимые отели – 5,4 миллиона гостиничных номеров. Сетевые отели владеют 35% от всего европейского номерного фонда. Гостиничных брендов (в том числе и национальных, т.е. тех, которые представлены только в одной стране) – 890. Сетевые гостиницы есть в 4800 различных городов.
Глобальная «девятка» лидеров – гостиничных операторов: Accor, Choice, Carlson, Hilton, InterContinental, Marriott, Hyatt, Wyndham, Starwood. Лидер в Европе – французская гостиничная сеть Accor (актив – 10 брендов, 250 тысяч номеров). Сеть Ibis – 709 отелей, 75460 номеров, средний размер их отеля – 106 номеров. Гостиничный оператор Holiday Inn – 277 гостиниц, 45 526 номеров, средний размер их гостиницы – 164 номера. Гостиничный оператор Novotel – 265 гостиниц, 43 420 номеров, средний размер отеля – 164 номера. Гостиничная сеть Hilton – 152 гостиницы, 39 594 номеров, ориентировочный размер гостиницы – 260 номеров. Гостиничная сеть Radisson Blu – 172 гостиницы, 38 740 номеров, размер их гостиницы – 225 номеров.
Весь рынок сетевых гостиниц в Европе – 15276 гостиниц, средний размер сетевого отеля – 125 номеров. В секторе luxury представлено – 302 отеля (40826 номеров), в секторе up-market – 2 775 отелей (492761 номеров), в секторе mid-market – 6 276 отелей (882 017 номеров), в секторе economy – 4 583 отелей (404 021 номеров), в секторе budget – 1 340 отелей (96 238 номеров). В крупных городах Европы расположено – 4335 сетевых отелей, в аэропортах – 330, в малых городах – 4247 отелей, в пригородах крупных городов – 2168, в сельской местности – 4186 гостиниц. Из всех сетевых европейских отелей: глобальных гостиниц – 4470, международных – 4 361, национальных – 6445.
Любопытная статистика, имеющая значение для тех, кто собирается продавать или покупать гостиницу либо инвестировать средства в подобные проекты, представлена в исследовании Hotel Transactions Report, которое проводила компания HVS. Так, в течение прошлого года, в Европе было продано 264 гостиницы, с объемом транзакций – 7, 1 млрд. евро. Аналитики гостиничного рынка отмечают рост таких сделок, по сравнению с 2010 годом, на 9%. Невысокий прирост транзакций объясняется дефицитом мирового банковского кредитования. Одна из самых крупных сделок по покупке гостиниц была продажа 28 гостиниц компании Essen. Самые крупные сделки – покупка портфеля ценных бумаг гостиничного оператора Mint Hotels корпорацией Blackstone за 691 млн. евро, и приобретение за 411 млн. евро московской гостиницы Ritz-Carlton.
Самые активные европейские страны по сделкам с гостиничной недвижимостью – Великобритания (сумма транзакций – 2,7 млрд. евро), затем идут Франция – 1,3 млрд. евро и Германия – 817 млн. евро. Объектами сделок были чаще гостиницы среднего и низшего ценового сегмента. Средняя стоимость гостиничного номера при продаже была – 190 тысяч евро.
Очень активно стали выставляться на продажу гостиницы Греции. Так, Гиоргиос Тсакирис, президент греческой Ассоциации отелей, объявил, что на продажу выставлены более 1 тысячи гостиниц. Греция сейчас находится в глубоком экономическом кризисе и многим владельцам стало трудно содержать отели. Снизился и туристический поток в эту страну. Теперь в Греции продаются: и небольшие сельские отели эконом-класса, и роскошные отели 5*. Стоимость гостиниц от 500 тысяч и до 160 миллионов евро. И российские инвесторы уже проявляют определенный интерес к греческим отелям. Корпорация Cronwell Management уже приобрела один отель в Греции, включив его теперь в свою гостиничную сеть.
Если говорить о российском рынке гостиничной недвижимости, то здесь ситуация следующая. Согласно результатам исследований компании Jones Lang LaSalle, в РФ за 2011 год объем сделок купли-продажи гостиничных объектов был 700 миллионов евро. По сравнению с 2010 годом, показатели этого рынка выросли в 7 раз. Но гостиничные сети целиком не продавались, только единичные гостиничные объекты. Самые крупные сделки России прошлого года: продажа в Москве гостиницы «Националь» и отеля Ritz-Carlton Moscow.
ПРОДОЛЖЕНИЕ В ЖУРНАЛЕ ОТЕЛЬ