Обзоры, аналитика

12 марта 2013

Повышать конкурентоспособность!

Однако на сегодняшний день конкурентоспособность Российской Федерации на мировом рынке как экспортера такого специфического вида услуг, как туристские, является крайне низкой.
По результатам исследований, представленных Всемирным экономическим форумом в Отчете о конкурентоспособности секторов путешествий и туризма 2011 (The Travel & Tourism Competitiveness Report 20111), Россия в 2011 году заняла 59 место среди 139 стран по конкурентоспособности туристского сектора экономики, 98-е место - по уровню опасности на дорогах, 104 - развитость авиационной инфраструктуры, по отношению местного населения к иностранцам – 136 место.
ИНДИКАТОРЫ
МЕСТО РОССИ В РЕЙТИНГЕ /139
Индекс конкурентоспособности туристского сектора TTCI 2011
59
Качество инфраструктуры воздушного транспорта
104
Качество дорог/уровень опасности на дорогах
125/98
Отношение местного населения к иностранцам
136
Количество номеров на единицу населения
88
Средняя стоимость номера за сутки в отеле 5*
105
Нехватка отелей остается одной из проблем России: 88-е место; при этом наши отели - в лидерах по дороговизне: 105-е место.
Эти неутешительные показатели отражают удручающее состояние отрасли, характеризующейся:
износом обеспечивающей инфраструктуры (транспортной, гостиничной и т.д.)
низкой инновационной и инвестиционной активностью в отрасли;
низким образовательно-коммуникационным уровнем населения;
низким уровнем межрегиональных связей, приводящем к сложностям в формировании межрегиональных туристских продуктов;
негативным имиджем России как страны небезопасной для посещения;
наличием визовых барьеров;
низкой конкурентоспособностью туристских продуктов и услуг на внутреннем и международном рынках.
С такими «показателями», а также с учетом проблем социально - экономического развития страны в целом, сфера внутреннего и въездного туризма не сможет самостоятельно, лишь за счет рыночных механизмов, стать конкурентоспособной на внутреннем и глобальном туристском рынках. Государство, осознав в последние годы колоссальный потенциал туризма для решения широкого круга социально-экономических задач, и одновременно увидев плачевное состояние отрасли, начинает активно включаться в процессы модернизации и перевода ее на новый уровень развития.
Мировой опыт развития туризма последних десятилетий выявил наиболее эффективный в настоящее время механизм взаимодействия государства и бизнеса для создания современной индустрии гостеприимства – кластерный подход.
Туристско-рекреационный кластер – это группа географически соседствующих взаимодействующих компаний и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами, и связанных с ними органами государственной власти и научно-исследовательскими организациями.
Туристско-рекреационные кластеры являются объектами проведения кластерной политики – системы государственных мер и механизмов формирования и поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер.
Целями кластерной политики касательно развития туристской отрасли являются:
создание современной индустрии туристско-рекреационных услуг;
повышение ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках;
в региональном аспекте: обеспечение качественного перехода от структуры разрозненных туристских предприятий к четко функционирующему туристско-рекреационному кластеру, действующему на принципах государственно-частного партнерства и вовлекающего в туристскую деятельность максимально возможный объем туристских ресурсов региона.
Результатами реализации кластерной политики является активизация предпринимательской инициативы малого и среднего бизнеса в сфере туризма, рост инвестиций в отрасль, обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов базирования кластеров.
Глобальная гостиничная индустрия в своем развитии также следует мировым экономическим тенденциям. Вновь возводимые курорты (морские, горные и др.) проектируются и строятся как туристские кластеры - комплексы с полным набором инфраструктуры (в первую очередь, гостиничной), необходимой как для развития определенных видов туризма, соответствующих данной территории, так и для встраивания новой туристской дестинации в глобальный туркомплекс.
На мировом рынке отдельно взятый отель уже не в состоянии самостоятельно бороться за клиента, он может делать это лишь в маркетинговых и иных программах туристских комплексов. Конкурентная борьба за «своего» гостя для отеля начинается «внутри» туркластера.
Процесс формирования туристских кластеров в России начался в 2006 году, в связи с принятием поправок к Федеральному закону от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах» и выделением особых экономических зон туристско-рекреационного типа (далее – ОЭЗ ТРТ). По результатам конкурсного отбора к реализации были отобраны 7 проектов ОЭЗ ТРТ (в Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях, Иркутской и Калининградской областях, в республиках Бурятия и Алтай). Далее, в 2010 году была создана ОЭЗ ТРТ на о. Русский Приморского края, а также ряд ОЭЗ ТРТ в рамках Северо-Кавказского туристского кластера.
В основе функционирования ОЭЗ ТРТ лежит механизм государственно-частного партнерства (далее – ГЧП). За счет средств бюджетов всех уровней предполагается строительство объектов инфраструктуры для обеспечения необходимыми мощностями. Частные инвесторы-резиденты строят и эксплуатируют туристские объекты, в том числе гостиничные комплексы.
На сегодняшний день практическое развитие получили только ОЭЗ ТРТ в Республиках Бурятия и Алтайском крае.
Бурятия - один из интереснейших регионов России и исключительно благоприятно расположена по отношению к быстро растущему азиатскому рынку туристских услуг, а озеро Байкал является уникальным местом на планете и всемирным достоянием.
ОЭЗ ТРТ в Республике Бурятия «Байкальская гавань»2, созданная Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2007 N 68 "О создании на территории муниципального образования "Прибайкальский район" Республики Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа", включает в себя 5 участков: «Турка», «Пески», «Гора Бычья», «Горячинск», «Бухта Безымянная», общей площадью 3613,5 га.
Реализация проекта по созданию ОЭЗ ТРТ в Республике Бурятия предполагает строительство всесезонного курорта мирового уровня на востоке России с высокоразвитой инфраструктурой, в том числе, для целей событийного туризма; крупнейшим горнолыжным курортом; центрами СПА-терапии и тибетской медицины.
Значимость данного проекта подчеркивает его включение в Перечень приоритетных инвестиционных проектов в Сибирском федеральном округе, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации.
На сегодняшний день стоимость создания ОЭЗ ТРТ оценивается в 69,39 млрд. рублей, в том числе средства бюджетов всех уровней – 22,36 млрд. рублей, привлеченные инвестиции – 47,03 млрд. рублей.
В настоящее время завершается строительство инженерной инфраструктуры для участков первой очереди «Турка» и «Пески», а также разработка концепции развития участка «Горячинск» и проекта планировки участка «Гора Бычья». На территории ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» зарегистрировано 12 резидентов с общим объемом финансирования 40 млрд. рублей.
Открытие участков «Турка» и «Пески» для первых туристов планируется с начала 2014 года. С выходом на полную мощность только этих двух участков ожидаемое количество туристских прибытий составит порядка 240 тыс. человек в год, количество гостиничных номеров – 2000.
Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа в Алтайском крае «Бирюзовая Катунь» создана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2007 № 69.
Площадь территории составляет 3326 га. Определяющими характеристиками данной местности является сочетание бурной реки Катунь и различных типов первозданного природного ландшафта – гор высотой до 1000 м, равнинных участков и смешанных лесов.
Целью проекта является создание на территории Алтайского края крупного единого комплекса природного и экстремального туризма.
Данный проект включен в следующие программы:
- Краевую целевую программу «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2011 - 2016 годы;
- Программу социально-экономического развития Алтайского края на период до 2012 года;
- Стратегию социально-экономического развития Сибири до 2020 года
Общая стоимость проекта оценивается в 30  млрд. руб. (с учетом строительства внешней инфраструктуры), из них средства федерального бюджета – 8,8 млрд. рублей, краевого бюджета - 1,7 млрд. рублей, внебюджетные средства – около 19,5 млрд. рублей
Предполагаемое количество туристов, принимаемых ОЭЗ ТРТ в Алтайском крае – 115 тыс. человек в год, количество гостиничных номеров – 3,5 тыс.
Весьма интересной площадкой для развития отрасли представляется ОЭЗ ТРТ на о. Русский, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2010 N 201.
Уникальные природно-исторические ресурсы острова Русский и Приморского края в целом, прямое транспортное сообщение г. Владивостока с крупнейшими азиатскими мегаполисами, делают перспективным развитие туризма на данной территории. Уже сегодня объемы внутреннего туристского потока в Приморском крае стабильно растут на 10-15% в год.
Значимым для развития туристской инфраструктуры в Приморском крае является проведение в сентября 2012 года Саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (далее - Саммит АТЭС).
В настоящее время на острове Русский и во Владивостоке завершается строительство объектов транспортной, образовательной, научной, культурной, гостиничной инфраструктуры. Строительство современных отелей, объектов спортивного, развлекательного и делового туризма (Ледового дворца, Театра оперы и балета, океанариума, объектов Дальневосточного федерального университета и т.д.) обеспечит проведение масштабных зрелищных, культурных и деловых мероприятий.
На острове Русский возводятся 2 крупных гостиничный комплекса – «Северный» и «Южный». Комплекс «Северный», состоящий из 8 гостиниц, по завершению Саммита АТЭС будет перепрофилирован под студенческое общежитие Дальневосточного федерального университета.
Гостиничный комплекс «Южный» включает в себя 3 гостиницы на 1518 номеров разной категорийности и в дальнейшем станет частью гостиничной инфраструктуры острова.
Объекты инфраструктуры, в том числе туристской, созданные для проведения на острове саммита АТЭС в 2012 году, по его завершению могут быть успешно использованы для развития туристской отрасли в регионе, а придание острову статуса особой экономической зоны туристско-рекреационного типа привлечет в дальнейшем дополнительные частные инвестиции в сферу туризма и позволит наиболее эффективно использовать «наследие» саммита.
Северный Кавказ является одним из самых привлекательных регионов с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма в России. Рекреационные возможности и богатые национальные и культурные традиции регионов Кавказа позволяют развивать различные виды туризма, такие как горнолыжный, оздоровительный, культурно-познавательный, пляжный, этнографический.
Однако целый ряд социально-экономических проблем региона является сдерживающим фактором для притока инвестиций в туристскую отрасль.
Для активизации предпринимательской инициативы, направленной на развитие индустрии гостеприимства юга России, государством было принято решение о создании туристского кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея. (Постановления Правительства от от 14.10.2010 N 833; от 29.12.2011 N 1195).
За истекший период, к сожалению, данных о практической деятельности по этому направлению нет. Оценить влияние созданных в рамках Северо-Кавказского кластера ОЭЗ ТРТ на развитие внутреннего и въездного туризма также не представляется возможным.
Завершая обзор об ОЭЗ ТРТ, хочется отметить следующее. Несмотря на то, что наиболее перспективные ОЭЗ ТРТ в Краснодарском3 и Ставропольском краях, а также в Калининградской области были закрыты по причине отсутствия зарегистрированных в течение трех лет резидентов, их рекреационный потенциал, а также уже проделанная большая работа по их созданию, могут служить новой отправной точкой для формирования современных туристско-рекреационных кластеров на данных площадках.
Опыт (хотя, скорее отрицательный) формирования кластеров в рамках закона об особых экономических зонах положил начало использованию кластерного подхода в формировании современных туристских комплексов в нашей стране с применением программно-целевых методов и механизмов государственно-частного партнерства.
В 2011 году Правительством Российской Федерации принята федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)» (далее – Программа), реализация которой станет новым этапом развития отрасли.
Целью Программы является повышение конкурентоспособности отечественного туристского рынка, удовлетворение потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Общий объем финансирования Программы составляет  332 млрд. рублей, в том числе: 96 млрд. руб. – средства федерального бюджета, 25 млрд. рублей – средства региональных бюджетов, 211 млрд. рублей – внебюджетные средства (привлеченные инвестиции).
Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, включенных в Программу, предполагается направлять на:
капитальное строительство и модернизацию объектов обеспечивающей инфраструктуры создаваемых туристских объектов с длительным сроком окупаемости;
частичное возмещение процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным инвесторами в российских кредитных организациях и направляемым для развития объектов туристско-рекреационного использования с длительным сроком окупаемости;
проведение мероприятий, направленных на развитие системы подготовки кадров в сфере туризма;
реализацию мероприятий по обеспечению широкомасштабной кампании, направленной на продвижение отечественного туристского продукта на внутреннем и мировом рынках и др.4
На протяжении всего периода действия Программы запланирована поддержка перспективных проектов создания туристских кластеров в регионах, имеющих высокий туристский потенциал.
В 2011 году в рамках Программы началась реализация проектов в пилотных регионах Российской Федерации - Ивановской, Рязанской, Ростовской, Псковской, Ярославской областях и Алтайском крае, в которых будет проведена апробация механизмов создания инвестиционных площадок и привлечения инвестиций в туристскую отрасль на условиях ГЧП.
Опыт реализуемых пилотных проектов, будет растиражирован применительно к другим регионам, участвующим в Программе. В 2012-2014 годах в рамках Программы предусмотрены мероприятия по поддержке проектов создания туристских кластеров в Краснодарском крае, с 2015 года – в ряде перспективных регионов Российской Федерации, в том числе в Калиниградской области, Астраханской области, Нижегородской области и других.
Надо отметить, что впервые одним из важных направлений развития инфраструктуры туризма является создание автотуристских кластеров - цивилизованных условий для автотуристов, через комплексное развитие придорожной инфраструктуры туристской направленности.
Программой спрогнозировано достижение к 2018 году следующих показателей:
Параметр
2018 год (прирост к 2010 году)
Гостиничный фонд
+50%
Инвестиции в основной капитал
1,5 раза
Рост объема платных туристских услуг и услуг гостиниц
в 5 раз (>900 млрд. руб.)
Занятость
+ > 1 000 000 рабочих мест
Доля туризма в ВВП страны
+ 1% (до 7,5%)
Увеличение турпотока
+ 35 млн. туристов
В результате реализации Программы к 2018 году в различных субъектах Российской Федерации будет создана сеть конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, которые станут точками развития регионов и межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса.
Существенным дополнением к мероприятиям по развитию индустрии гостеприимства, запланированных Программой, является формирование современных туристских комплексов в рамках региональных целевых программ развития туризма и стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В настоящее время в 65 субъектах Российской Федерации действуют 75 региональных целевых программ развития индустрии гостеприимства, в 14 - программы находятся в стадии разработки.
На реализацию программ развития туристской индустрии в регионах в период 2011-2016 гг. будет выделено из бюджетов всех уровней свыше 100 млрд. рублей, а также привлечено порядка 232 млрд. рублей из внебюджетных источников.
Интересным и перспективным представляется развитие отечественной туристской отрасли, в том числе ее составляющей – гостиничного комплекса – в системе особо охраняемых природных территорий.
Природно-исторические ресурсы ООПТ в Российской Федерации при эффективном и рациональном их использовании являются важнейшими элементами туристско-рекреационного потенциала страны и ее регионов.
ООПТ во всем мире самым широким образом используются для развития регионального туризма, таких его видов как экологический, культурно-познавательный, активный (пешеходный, велотуризм и др.).
Путешествия, связанные с риском и приключениями сейчас являются наиболее перспективными и интенсивно развивающимися направлениями рекреационной деятельности. Многие люди, особенно из развитых стран, готовы тратить значительные денежные суммы на то, чтобы оторваться от цивилизованного мира, окружающего их в повседневной жизни.
В этом аспекте привлекательны для туристов Дальневосточный регион, озеро Байкал, Горный Алтай, Валдай, Куршская коса, Карелия и так далее, то есть фактически все природные зоны нашей страны от полярных пустынь до субтропиков. В настоящее время в Российской Федерации создано около 12 тысяч ООПТ различных уровней и категорий, из них 42 национальных парка и 102 государственных природных заповедника, которые вместе занимают 2,7 % общей площади территории страны5.
Разнообразие, уникальность, привлекательность и обширность российских ландшафтов, еще не охваченных процессами урбанизации и интенсивным сельскохозяйственным производством являются важнейшими элементами конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса нашей страны.
Национальные парки и государственные природные заповедники – важнейшие категории особо охраняемых природных территорий в России. Они включают природные комплексы и объекты, обладающие исключительной экологической, исторической и культурной ценностью и имеющие общенациональное, а иногда и всемирное значение.
К сожалению, в нашей стране до недавнего времени использование нацпарков и иных территорий ООПТ в целях развития туризма было крайне затруднено из-за несовершенства законодательства.
Остро встал вопрос о необходимости пересмотра действующего законодательства в сфере ООПТ при реализации проекта ОЭЗ ТРТ в Калининградской области «Куршская коса».
ОЭЗ ТРТ включала в себя часть территории одноименного национального парка. Туристско-рекреационный потенциал ОЭЗ ТРТ позволял развивать такие виды туризма как экологический, оздоровительный, культурно-развлекательный, деловой, экскурсионный, познавательный. После выхода на полную мощность ОЭЗ ТРТ могла принимать 61 тысячу туристов ежегодно, курорт был рассчитан на 1,3 тысячу туристов единовременного пребывания. Однако, в том числе из-за пробелов в законодательстве об ООПТ, проект не был реализован.
Положительные тенденции в возможности вовлечения ресурсов ООПТ в оборот туристской отрасли наметились с принятием поправок в Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33–ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в части предоставления возможности государственным природным заповедникам вести на своей территории мероприятия по развитию познавательного туризма. Внесенные изменения разрешили строительство на определенных участках ООПТ инженерной и туристской инфраструктуры, что, конечно, положительно скажется на динамике предоставления туруслуг территориями ООПТ.
В заключение рассмотрим перспективы развития туристской отрасли и гостиничного сектора, в частности, в связи с проведением в России крупных международных спортивных мероприятий.
Олимпиада в Сочи 2014 г. Универсиада в Казани 2013 г. В этих городах завершается строительство инфраструктуры, в том числе гостиничной, которая по завершению указанных мероприятий будет включена в региональный гостиничный комплекс.
Наиболее перспективным с точки зрения развития гостиничной сети является проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
На сегодняшний день определены 12 городов, которые примут у себя Чемпионат. Минспорттуризмом России в 2010 году был разработан план по развитию гостиничной сети в регионах в соответствии с требованиями Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА), в соответствии с которым в принимающих Чемпионат городах запланировано строительство большого количества новых гостиниц.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ В ЖУРНАЛЕ ОТЕЛЬ