Обзоры, аналитика

10 апреля 2009

Оптимизация как антикризисная мера

Какие меры российские отельеры принимают в создавшейся, прямо скажем, непростой ситуации, и насколько их действия эффективны на фоне зарубежных коллег? Кто оказался в более выигрышном положении по сравнению с конкурентами, а также какие больные места отрасли обнажил мировой финансовый спад...

Наша гостиничная индустрия меньше, чем основная масса их зарубежных коллег, зависима от туристического потока; особенно, подчеркнем, иностранного турпотока. Именно неразвитость российского туристического рынка, работающего «на прием», неоднократно и заранее отмечалась экспертами как одна из серьезных предпосылок для назревающего кризиса отрасли.

Среди типичных проблем — недостаточно развитый сегмент гостиничных услуг, причем это касается как российской провинции, так и Москвы с Санкт-Петербургом — лидеров по посещаемости иностранными туристами. Кроме того, рядом экспертов еще до кризиса отмечалось, что рынку остро недостает гостиниц среднего класса. Такого рода недорогих, современных отелей, одинаково удобных как для своих соотечественников, так и для иностранных туристов из числа среднего достатка. Нехватка гостиничных площадей среднего и нижнего звена приводила к тому, что цены на номера неуклонно ползли вверх. Судите сами — если годовой рост цен в сегменте «люкс» (в период 2000-2008 гг.) в процентном соотношении среднем исчислялся 10 %, то в «среднем» классе этот показатель доходил и до 41 % в год, а в дешевом секторе и того больше! И это при среднегодовой загрузке порядка 70%. Притом надо учитывать, что гостиничный бизнес традиционно сезонен, и если в высокий сезон мест в гостинице не хватает, то в мертвое время номера простаивают. (Впрочем, этот вопрос зависит от расторопности менеджмента — известны случаи, когда филигранно разработанная система бонусов, скидок и других поощрений приводила к тому, что номера не пустовали).

Как бы то ни было, дефицит гостиниц был налицо, и это, конечно, некоторым образом расслабляло игроков. Зачем напрягаться и что-то выдумывать, когда места нарасхват? Знай, повышай цены, да не забывай обновлять номерной фонд. Другими словами, используй ситуацию на все сто...

Нельзя сказать, чтобы региональными властями ничего не предпринималось для решения данной проблемы. В разных регионах (особенно благоприятных сточки зрения внутреннего туризма) запускались, с подачи губернаторов, специальные программы, направленные на создание режима благоприятствования в данном секторе экономики. К примеру, в Санкт-Петербурге, особенно в связи с его относительно недавним юбилеем, этому вопросу уделялось серьезнейшее внимание. В общем, что-то делалось, но делалось явно недостаточно.

Недавний бурный экономический рост, о котором сейчас многие вспоминают с самой настоящей ностальгией, выявил, подобно лакмусовой бумажке, что в особом дефиците оказались также и отели, ориентированные на людей делового круга. Это необязательно отели высокой звездности — в конце концов, не все же у нас принадлежат к большому бизнесу, но отели этой категории должны иметь определенный набор услуг. В отличие от также весьма и весьма популярных недорогих гостиниц туристического типа, в которых набор услуг и удобств довольно скромный (зачастую ничего существенней континентального завтрака своим постояльцам они предложить не могут, а иногда обходятся и вовсе без него), в отелях, рассчитанных как говорили раньше, «на командированных», обязательно должны наличествовать современный бизнес-центр, конференц-зал, Интернет (желательно и в беспроводном варианте, WI-FI).

Хорошим тоном считаются присутствие зала фитнесса, и, если уровень гостиницы превышает три звездочки, бассейна. В числе дополнительных услуг отели этого сегмента предлагают, как правило, такие, безусловно, полезные вещи, как бронирование билетов на транспорт, организацию экскурсий и проч. Гостиниц этого класса, отвечающим всем требованиям, в последние годы опять-таки недоставало. Что же касается Москвы, то здесь власти подошли к вопросу с присущим им рационализмом и комплексностью, а именно — помимо строительства новых отелей, в гостиничный сегмент возвращались здания бывших гостиниц (как правило, построенных еще в советское время), отданные под офисы. Эти меры оказались действенными, но недостаточными. Впрочем, справедливости ради следует отметить, что московские власти продолжают уделять этому вопросу серьезнейшее внимание даже и сейчас, во время разгула кризиса, на фоне всеобщей тенденции замораживания целого ряда проектов. К примеру, известно о переговорах московского правительства с немецкими инвесторами о строительстве сети отелей среднеценовой категории. Во всяком случае, о подобных планах, напомним, заявляла министр экономики Баварии Эмилия Мюллер. Будем надеяться, эти планы осуществятся. Вместе с тем, редакции стало известно о том, что кризис в ряде мест уже привел к своеобразному атавизму — а именно, пустующие гостиничные номера вновь спешно переоборудуются под офисные нужды. И более того — конкурентный накал на этом рынке высок.


У них...

Как мы уже указывали, зарубежные отельеры, в отличие от своих российских коллег, имеют весьма ощутимую привязку к туриндустрии. В этом и преимущество, и слабость. Выгоды, на первый взгляд, налицо — в конце концов, отдыхает и путешествует куда больше людей, нежели перемещается по миру в разного рода бизнес-поездках. Но есть в этой привязке и свои недостатки. Когда рынок «проседает» по всем фронтам — как происходит, например, сейчас, потери ощущаются куда как серьезно. Особенно если учесть, что у некоторых, назовем их так, «курортных стран» зависимость от туристического потока настолько высока, что налоговые поступления данной отрасли являются серьезнейшей строкой бюджета. И конечно, сейчас, когда люди стали меньше ездить на отдых, зарубежные отельеры немедленно ощутили на себе тяжелую длань кризиса. Гавайские владельцы гостиниц вынуждены сокращать персонал более чем вдвое; ряд сотрудников отправляются в вынужденные отпуска. Ощутили кризис не только отельеры — ощутили также и правительства их стран. Они (правительства) вынуждены урезать бюджеты социальных программ, а это чревато, в том числе, и социальными взрывами, что само по себе опять же никак не способствует наплыву туристов. Своего рода замкнутый круг, результат подсадки на «туриглу». Понимая это, власти прилагают усилия для выравнивания ситуации. Вьетнамские чиновники, к примеру, в целях привлечения туристов, снижают цены в гостиницах и на билеты государственных авиакомпаний, планируя добиться общих совокупных скидок до 50%. Подобные шаги предпринимаются также и европейскими правительствами, где, в числе прочего, заметно облегчается налоговое бремя. В ряде случаев — используются различные дотационные механизмы. Итальянцы, например, чей ВВП на 11% состоит от поступлений гостиничной и туриндустрии, почувствовали наступление трудных времен еще летом 2008 года. Тогда поток посещающих страну иностранцев сократился в среднем на 10%, и это касалось как больших отелей, так и крошечных кемпингов. Аналитики, указывая в числе основных причин непростую коньюктуру, ослабевший доллар и резко ухудшившееся положение итальянских семей, в целом, дают неутешительные прогнозы на 2009 г. Возникла даже вынужденная мода на отдых в стиле «staycation» — то есть, проведение отпуска, не покидая собственных насиженных мест. И, как водится, серьезно сократились не только бизнес-поездки, но и расходы на них — если раньше ?? компания отправляла менеджера по классу 4* и выше, то сейчас вполне обходятся и качественными 3*. Это, если можно так выразиться, тенденция общая, и она ощутимо влияет на оборот в гостиничном секторе.

Впрочем, есть и повод для оптимизма. Например, Германия, будучи в числе самых посещаемых стран Европы, считает, что кризис окажется не столь страшен, как то преподносится. Федерация туризма Германии DRV поспешила успокоить отельеров — сильного спада в отрасли они не прогнозируют. Впрочем, если в 2007 году они уверенно гарантировали прирост порядка 2 и более процентов, то сейчас они куда более сдержанны в оценках, но, по крайней мерее, не прогнозируют коллапса.

В целом же ситуация, по оценкам аналитиков, достаточно серьезна. Выход видится, наряду с привычным сокращением штатов и расходов, в ряде инноваций, а также в поддержке со стороны государства. Занятно, но есть среди международных экспертов и немало оптимистов, считающих, что мировой финансовый спад в 2009 году в целом не сильно отразится на гостиничном секторе. Они полагают, что кризис не приведет к снижению туристической активности, но изменит карту турпотоков и потребует дополнительную корректировку семейных бюджетов «господ проезжающих». Что ж, скоро мы сможем убедиться, кто же из них окажется прав.
 

Меры противодействия

Что касается мер противодействия, то здесь отельеры всего мира склонны действовать примерно одинаково. В целях большей достоверности, на условиях сохранения анонимности мы провели опрос представителей гостиничного сектора. Результаты свидетельствуют — владельцы гостиничного бизнеса настроены очень и очень решительно. Повсеместно включен режим строжайшей экономии. Жесткий курс взят на снижение издержек любой ценой — сокращается штат, ведется поиск новых поставщиков товаров и услуг. Кое-где начали задерживать — и существенно — зарплаты. Вместе с тем, отельеры стремятся, чтобы их действия не отразились на качестве предоставляемых услуг, и более того — перечень сервисных услуг имеет тенденцию даже увеличиваться. Выгода для отельеров и их клиентов здесь обоюдная — первые получают дополнительный доход, вторые — дополнительный комфорт.

Повсеместно ощущается недостаток инвестиций и кредитных средств, что проводит к пересмотру или заморозке планов по ремонту и реконструкции, не говоря уже о строительстве новых зданий, расширения сетей. Нетрудно догадаться, что серьезные преимущества в условиях недостатка инвестиций и кредитных ресурсов получили те отельеры, которые и до кризиса обходились без различного рода займов. Причем неважно, хватало ли им своих оборотных средств, или «жизнь без долгов» была своего рода корпоративной культурой. Конечно, программа ремонта и реконструкции в этих гостиницах шла не столь быстрыми темпами, как у их коллег, вовсю использовавших кредитные средства, но теперь запас прочности у них, как нетрудно догадаться, существенно выше.

Но продолжим о мерах экономии. В самых сложных случаях коллектив не просто сокращается, но для оставшихся сотрудников ощутимо секвестрируется фонд заработной платы. В многоэтажных отелях, случается, закрываются до лучших времен этажи. Как уже упоминалось выше, некоторые площади начинают позиционироваться как «офисные блоки» — в свое время для многих ориентация на бизнес стало не просто существенным подспорьем, но и способом выживания. Одно лишь плохо — наученные горьким опытом предприниматели, которым пришлось съехать из гостиниц во времена экономического роста (а причиной тому были как неуемный рост арендной платы, так и политика властей), вряд ли захотят наступать вторично на одни и те же грабли. Хотя в целом для отелей это хороший способ поправить свои дела. Кроме того, стало известно, что гостиницы, прежде без приязни относившиеся к системе почасовой оплате номеров, теперь склонны пересматривать свое мнение.

В комплексе эти меры выглядят оправданными, и зачастую безальтернативными. Мы, со своей стороны, хотели бы лишь предостеречь участников гостиничного рынка об опасности чрезмерных сокращений персонала. Ведь известно, что с хорошими специалистами в отрасли была своего рода напряженка. Недостаточно была отлажена система повышения квалификации работников отрасли. Все эти факторы могут привести к тому, что когда ситуация на рынке выправится, отельерам трудно будет восстановить «человеческий потенциал» в полном объеме. А правильно обученные, ощущающие себя членами единой команды и мотивированные на успех люди в гостиничном бизнесе традиционно играют весьма значительную роль. Для клиента, конечно, важен уровень комфорта, месторасположение и гостиничная кухня — но не менее важным стимулом снова вернуться в отель будет и гостеприимноcть персонала.

И еще о мерах противостояния кризису. Встречаются среди них и вполне креативные, имеющие в своей основе (что важно) не только вопрос экономии, но и, если можно так выразиться, философско-экологический аспект. Среди таковых, к примеру, пользование душем ограниченное время — 3-5 минут (инициатива австралийских товарищей), а также более редкая смена белья и полотенец — в некоторых случаях их поменяют только по просьбе гостя отеля. Отметим, что такие меры стоит только приветствовать — в конце концов, забота об экологии в мировом прогрессивном сообществе давно и заслуженно является признаком хорошего тона. И хотелось бы, чтобы наша страна здесь не просто не числилась в хвосте, но и смогла предложить со своей стороны что-либо интересное. Мы с удовольствием осветили бы прогрессивные решения и находки в данной области.


Итоги и прогнозы

Нынешний кризис окажется все же не столь ощутим для рынка, как во времена Великой американской депрессии. Тогда разорялись четыре из пяти гостиниц, а Конрад Хилтон, основатель одноименной гостиничной империи, вынужден был уволить две трети персонала, а для остальных установить 12-часовой рабочий день. Но все же кризис есть кризис, и это время стать решительнее, собраннее, профессиональнее. Импульс к развитию получит сегмент недорогих отелей, обострится конкуренция, и как следствие, возрастет качество услуг — отчего только выиграют клиенты. Что касается стоимости номеров — соотношение «цена-качество» должны, наконец, придти к оправданному балансу.

В целом же, по нашим прогнозам, трендом этого года (и не только в гостиничной отрасли) станет звучное слово «оптимизация». Причин тут, на наш взгляд, несколько. Важен сам психологический момент — «сокращение штатов», «урезание бюджетов», «сворачивание программ»... — все эти словосочетания, как ни крути, несут в себе оценку однозначно негативную. Оптимизация же на ??

этом фоне выглядит куда как более солидно и обнадеживающе. Она, вообще-то, не повредит ни в какие времена — ни в плохие, ни в хорошие. И если уж считается, что кризис — это своего рода проверка на прочность и профессиональную состоятельность, а равно и способ избавления от всего лишнего, то пусть программа оптимизации позволит сохранить участникам рынка столь необходимый в деле достижения успеха оптимизм.

Благо, что корень у этих слов один и тот же.


Игорь Весенин, журнал «Отель»