Обзоры, аналитика

06 июня 2009

Куда поедем? И поедем-ли?

Изменения направлений туристических потоков и развитие гостиничного хозяйства во время финансового кризиса.

Уже зимой менее половины отелей выдерживали планку в 60-100%, да и то потому, что еще работали контракты прошлого года. И сейчас отчитывающиеся об успешном начале 2009-го российские туристические фирмы заявляют, что на лето у них не такие радужные планы. Особенно ощутимо кризис прошелся по США – прогнозируется, что в отели в 2009-м станут селиться на 59,1% меньше, что приведет к 14% падению доходов.

Туристы и бизнесмены теперь экономят. Статья расходов на путешествия сокращается. Неконтролируемый и непрогнозируемый рост доллара и евро означает для россиян, что летать, проживать, ходить за покупками за границей станет дороже. Дорогие туры, в которых количество денег не вполне соответствует качеству облуживания, стали менее востребованы. Помимо экономии на отдыхе, сильно упадет поток бизнес-поездок, которые составляют около 40 процентов турпотока. Рабочий график теперь не так свободен, как раньше. Массовые сокращения приводят к тому, что общая нагрузка перераспределяется, увеличивается. Меньше командировок, сроки пребывания – по минимуму, меньше выездных корпоративов. Выходные отныне – те же будни.
Спрос на гостиницы понижается. А значит, даже при дефиците номеров, при общей неразвитости гостиничной сферы, отели вынуждены пересматривать свои стратегии.
Спад количества гостей проявился не сразу. К примеру, в Москве, где расположено около 40% гостиниц страны, зимой в сегменте 4-5 звезд заполняемость равнялась привычным 70%. Да, несоответствие спроса предложению отчасти выручило гостиницы – загруженность сначала не снизилась значительно. Однако это лишь означает, что кризис только начинает свой забег.
- В низкий сезон сложно сказать, насколько упал уровень, - говорит Елена Афендикова, pr-менеджер компании «Империал», – Происходит приблизительно то же самое, что и в начале прошлого года. Честно говоря, мы не чувствуем кризиса. Пока что у нас не было продаж на лето, запланированы только майские поездки. Однако после того, как были отработаны все брони, мозаика сложилась иначе. В итоге спрос упал, по оценкам Российского союза туриндустрии, на 30%. И, скажем, петербургские отели стали сбрасывать свои тарифы аж на 40-60%. Обычные, переделанные из советских гостиницы, в Москве также снижают стоимость стандартного номера почти вдвое. Это, впрочем, стало хорошей новостью для клиентов – неоправданная дороговизна проживания гостей в столицах всегда вызывала вопросы: почему не на каждый кошелек находится крыша над головой?
Мария Ешугова, директор туристической компании "АДМ" комментирует зимнюю ситуацию так:
- Пока особых изменений нет. У всех фирм с клиентами дела идут по-разному. Через нас люди едут. Причины – праздничные даты, семинары, свадьбы. Летом планируется, что поток будет поменьше - процентов на 20. Но у нас есть договоренность с гостиницами, которые снизят цены. А транспорт дорожает ежегодно, музеи – тоже. Эти изменения известны заранее.

Причина демпинга - снижение платежеспособности клиентов, особенно среднего класса, которое привело к переходу постоянных гостей 3-4-звездных отелей в гостиницы классом ниже. При этом, кстати, те, кто предпочитал пять звезд, стараются удержать марку несмотря ни на что. Ведь дело порой не в дорогих удобствах, а в собственном статусе. Траты на маркетинг, рекламу также сокращаются – что тоже отражается на уровне привлекательности отелей для клиентов. Кроме того, многократно повысился инвестиционный риск – а значит, количество start-up-ов идет на убыль.
Еще одной «приятной» новостью для гостиниц стало повышение коммунальных платежей - тарифов на электричество, воду, газ, отопление, цен на строительные материалы, сантехнику, клининговые средства. В среднем – на 20-30 %.
К банкротству пришло часть туроператоров - помогавший им раньше затыкать финансовые дыры туристический поток? теперь не настолько многочислен. Да и кредиты на развитие не так легко получить. Словом, вскорости, мелкие фирмы окажутся никому не нужны.
Сроки открытия новых гостиниц переносятся года на два. В 2008-м году на территории России было открыто около 600 отелей и других мест размещения – в целом на 44 тысячи койко-мест. Вместо 2500 новых номеров в этом году ожидается появление чуть более тысячи. Еще в начале прошлого года отели дружно рапортовали об успешном развитии. В итоге глобальные планы либо были скорректированы по срокам, либо вовсе остались лишь на бумаге. Темп развития в 2009-м снизится, как говорят эксперты, на 10-15%. Таким образом, рассчитывать на рост номерного фонда не приходится. Как и на развитие новых проектов. Всего лишь несколько отелей появилось в недавнее время – их владельцы ставят на верные факторы, которые все же могут принести им выгоду. Но даже выгодное географическое положение и внешне успешные бизнес-планы не гарантируют выгоды. Скажем, в Питере в 2008-м году появилось 14 новых отелей. Один из них - Marriott на Васильевском острове. На руку городу может сработать и введенный недавно безвизовый режим на 72 часа для приехавших на паромах туристов.
Итак, факторы, от которых зависит жизнь гостиниц, показали себя отнюдь не лучшим образом. При этом выводы из анализа сложившейся ситуации возникают весьма неоднозначные. Снижение потока туристов потребовало начать сезон зимних продаж 2008-го гораздо раньше обычного. Туристические фирмы объединили усилия с авиакомпаниями и отелями и попытались привести свои расценки в адекватное кризису состояние.
Марина Самородская, руководитель отдела отправки за границу фирмы «Верса»:
- От 7 до 32 процентов упали продажи зарубежных туров. В целом на 20-25 процентов. В особенности это касается Таиланда, Доминиканской республики, Индии. В Китай мы сняли рейсы вообще. Тем не менее, скажем, «ГТК Россия» снизила топливный сбор. Объемы по Египту остаются теми же – нет избытка. Мы просто доплачиваем за тур из собственного кармана. В феврале спрос упал, в марте идет повышение. Многие открывают летние продажи уже сейчас. Скажем, наши партнеры готовы предоставить пониженные тарифы, если клиент оплачивает всю поездку до 1 апреля.

Это и есть один из признаков того, чем хорош кризис. Он очень четко обозначил проблемы гостиничного бизнеса. Работать на клиента, соотносить предложение с запросами – тем самым отели могут держаться на плаву. Эксперты отмечают, что банальное снижение цен не поможет – во-первых, это не гарантирует приток гостей, во-вторых, в любом случае, тарифы придется поднимать вновь когда-нибудь. Верным решением кажется появление дополнительных услуг, гибкая система скидок для постоянных гостей. Больше комфорта за те же деньги. Посещение spa-отеля или ужин, включенный в стоимость проживания.
Любопытным ходом кажется и новый подход к регионам. Реновация старого фонда, интерес инвесторов к нестоличным отелям (пример тому – сеть Hilton), в частности – в средне-ценовой категории.
Проблема инвестиций объясняется не только кризисом. Уровень вложений снижается не только потому что нет денег, но и потому, что теперь их будут вкладывать только в те отели, которые с большей вероятностью принесут большую прибыль. В России таких гостиниц немного. Вне Москвы расположено всего 7 отелей международного уровня. Две наши столицы растут и развиваются. А огромные территории вне их – нет. Поэтому сейчас на очереди - Самара, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону и другие города-миллионники. К тому же можно уверенно можно сказать, что часть экономящих на отдыхе клиентов переориентируется с зарубежных стран на родные просторы. Падения спроса на дорогие отели буквально вынудит на увеличение номерного фонда класса 2-3 *. Развивать российский туризм в нынешних условиях, несомненно, рискованно, но весьма своевременно.
Вряд ли ощутимо снизится индивидуальный туризм, в отличии от группового. Это означает, что мини-отели начнут жесткую борьбу за каждого клиента. Возрастет уровень профессионализма – весь лишний персонал пойдет «в расход». Подорожают зарубежные поездки. Авиабилеты взлетят в цене – и придется отказаться от Карибов и прочих «доминикан». Европа окажется в выигрышном положении – благодаря более низкой стоимости перелетов, железнодорожному сообщению. Российский турбизнес также должен серьезно проявить в плане привлечения клиентов.
Рафик Гюнашян, директор по развитию, ООО Компания "Восточный экспресс":
- Если сравнивать нынешнюю статистику с прошлым годом, изменений нет. Даже есть увеличение клиентов. Да, звонков стало меньше, но те, кто позвонили, с большей вероятностью оказываются теми, кто покупает туры. Видимо, это связано с правильной ценовой политикой. Фирмы уже оценили конец сезона 2008-го как провальный, посмотрели, что делают конкуренты… Думаю, внутренний туризм даже теперь разовьется – кто-то не поедет за границу из-за роста курса валют, а выберет Россию. Хотя стоимость тура в Карелию повышается, а вот Подмосковье, Золотое Кольцо – не меняется. Крым – будет, наверное, уменьшаться.

Заметим, что кризис 1998-го года также привел к закрытию нерентабельных гостиниц и поверг фирмы в крах. Однако дальнейшие многочисленные усилия послужили толчком для сильного рывка вперед. Воспринимайте кризис как время перемен, очищения, советуют эксперты. Освободившийся от шлака гостиничный бизнес, возможно, наконец, станет таким, что из малознакомого большинству россиян явление превратится в привычный элемент повседневной жизни.

Радиф Кашапов