Обзоры, аналитика

16 июля 2009

Туроператоры прячутся в тени

Законопроект "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в РФ", недавно принятый Госдумой, меняет размер финансовых гарантий для туроператоров. Теперь для компаний с годовым оборотом до 100 млн рублей и тех, что работают по упрощенной системе налогообложения, обязательное финансовое обеспечение ответственности будет составлять 30 млн руб., 60 млн рублей - для компаний с годовым оборотом не более 300 млн рублей и 100 млн - для имеющих оборот свыше 300 млн рублей. О том, какие последствия будут иметь для туриндустрии, где и без того ситуация непростая, изменения в законе, "РБГ" беседует с президентом Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергеем Шпилько.

 

- Сергей Павлович, как принятый закон повлияет на туристическую отрасль?

 

- Этот закон может оказать гораздо большее влияние на туристическую отрасль, чем кризис. Число туркомпаний сократится, закон стимулирует уход с рынка предприятий малого бизнеса, что приведет к росту безработицы в отрасли. К началу второго квартала в туризме был уволен каждый пятый, и этот процесс продолжится. Финансовая ответственность в 30 миллионов рублей для большинства региональных компаний превышает весь их годовой оборот. Фактически государство заставляет их предоставлять дополнительные гарантии финансового обеспечения в объеме, превышающем их обязательства перед клиентами. Это существенная нагрузка на малый бизнес, поэтому он будет вынужден либо прекратить свою деятельность и уйти с рынка, либо уйти в сферу нелегальной деятельности, которую на практике отследить очень сложно. Таким образом, турист окажется еще более незащищенным.

 

Конечно, многие компании могут переквалифицироваться в агенты, но агентские сети сегодня сокращаются еще быстрее, чем туроператоры.

 

Средним компаниям с оборотом до 300 миллионов тоже придется тяжело, обеспечение в 60 миллионов негативно скажется на их финансовом положении. Однако эти туроператоры второго эшелона чувствуют себя более устойчиво, у них меньше риска и зависимости от кредитов, чем у крупных туроператоров. Финансовые гарантии для компаний с миллиардными оборотами будут составлять менее 10%. Но проблема в том, что если рухнет действительно крупный туроператор, то и 100 миллионов рублей не хватит, чтобы расплатиться с туристами. Кроме того, уход с рынка большого числа компаний означает подавление конкуренции, монополизацию рынка и диктат производителя турпродукта. В конечном итоге пострадает турист.

 

- Что же, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы действительно защитить туристов?

 

- Если мы действительно думаем не о лоббировании интересов страховщиков и перераспределении рынка, а о защите прав путешествующих, то надо идти по другому пути. Увязывать сумму финансового обеспечения с реальным объемом ответственности туроператора хотя бы за предыдущий год. А еще лучше страховать каждый отдельный договор, что технически вполне возможно. Тогда меньше была бы вероятность, что денег не хватит независимо от количества туристов, пострадавших от невыполнения обязательств туроператоров.

 

- Некоторые эксперты туррынка считают, что одно из последствий принятия закона - рост цен на турпродукт. Путевки подорожают?

 

- Цены в первую очередь зависят от спроса. Однако за два года действия финансовых гарантий туроператоры заплатили страховщикам более 650 миллионов рублей, по самым минимальным оценкам на возмещение ущерба туристам страховщики выплатили менее 10% этой суммы. Понятно, что в конечном счете все эти деньги оказываются в цене путевки. Да, если на каждую путевку приходится незначительное количество денег, речь идет, по сути дела, о своего рода налоге на путешествие вообще и на турбизнес в частности в пользу страховщиков - это совершенно очевидно. В конечном счете они изымались из кармана самого туриста, а давались ему в объеме 10%.

 

- Размеры финансового обеспечения для туроператоров по въездному туризму остались прежними. Многие считают, что это оправдано. Каково ваше мнение?

 

- Два года действия гарантий показали, что не было ни одной выплаты по страховым случаям. Страхование ответственности туроператоров по договорам о реализации туристского продукта иностранным туристам - это, строго говоря, вмененное государством фиктивное страхование. В абсолютном большинстве случаев эти договоры с иностранными туристами заключают не наши принимающие туроператоры, а их партнеры за рубежом. Они и гарантируют права туристов как потребителей по законам своей страны.

 

- Как вы оцениваете спрос на туристические услуги в начавшемся сезоне?

 

- Спрос на поездки существенно сократился - в среднем на 20-30%. Но не стоит говорить, что путешествовать стали меньше. Те, кто привык отдыхать, выезжают на отдых. Но сейчас люди стараются сэкономить, например, на дороге, предпочитают путешествовать на более близкие расстояния. Наблюдается тенденция уменьшения доли организованного отдыха и увеличение доли самостоятельного отдыха в самых разных вариантах. Туристы едут отдыхать с палатками, снимают жилье в частном секторе, самостоятельно напрямую бронируют гостиницы, подбирая экономичные варианты. Можно предположить, что по итогам сезона показатели общего выезда за рубеж упадут на 20-25%. Также упадет поток туристов, организующих свой отдых через турфирмы, но с учетом перераспределения в самостоятельный отдых снижение общего потока туристов может быть небольшим. Очевидно, что доходность туркомпаний в этом году может оказаться меньше. Даже если объемы продаж будут на прошлогоднем уровне, но, учитывая смещение потребительского спроса к более дешевому продукту, общий доход снизится.

 

- Какие сегменты туррынка пострадали от кризиса больше всего?

 

- Рынок корпоративного туризма. Многие компании сократили расходы на командировки и коллективные выезды. Снижается спрос на пляжный туризм, отдых и развлечения. А вот те виды туризма, которые стали неотъемлемой частью жизни отдельных категорий потребителей, сегодня выигрывают. Рыбаки и охотники все равно поедут.

 

Востребованы также речные и морские круизы, этот сегмент рынка сократился меньше, чем пляжный отдых, те, кто пристрастился к круизам, вряд ли откажутся от любимого вида путешествия. В меньшей степени снизился спрос на недорогие экскурсионные путешествия по Европе. Также остается высоким спрос и на оздоровительные, образовательные туры, детский отдых, особенно качественный.

 

Алла Добровольская, "Российская бизнес-газета"