Обзоры, аналитика

21 июня 2009

В гостиницах Золотого кольца не хватает мест

Сегодня Владимирская область - это один из наиболее экономически развитых и динамично развивающихся регионов Центральной России. Наряду с развитием отраслей машиностроения и металлообработки, пищевой, стекольной и фарфорофаянсовой и др., активно развивается туристическая сфера. Благодаря богатейшей истории и красивейшей природе губернские города вполне заслуженно входят в 115 исторических городов России, и принимают интенсивный поток туристов.


Вопросы краевого гостеприимства находятся в ведении Совета по туризму при администрации Владимирской области. В июне т.г. прошло заседание Совета, где был рассмотрен ход реализации областной Программы развития туризма на 2005-2009 годы, задачи по развитию внутреннего и въездного туризма на 2010-2012 годы.
Как отмечалось на заседании, департаментом по физической культуре, спорту и туризму администрации области разработан Паспорт туристских ресурсов Малого Золотого кольца. На мероприятия Программы из областного бюджета выделено 15,2 миллиона рублей. Из средств местных бюджетов затрачено 14,4 миллиона рублей, кроме того, привлечено 15,8 миллиона рублей внебюджетных средств. За время действия Программы количество мест для размещения туристов в городах Малого Золотого кольца увеличилось почти в два раза и достигло 8600. Построены новые небольшие гостевые дома и крупные гостиничные комплексы в Александрове, Гусь-Хрустальном, Владимире, Суздале, Муроме. За последние 4 года в области открыто более 70 новых ресторанов и кафе, развивается база загородного отдыха. Рост объема туристических услуг вызван в основном расширением ассортимента предоставляемых туристам услуг, который включает дополнительные услуги гостиниц, анимационные программы, событийные мероприятия, мастер-классы и т.п.


При этом развитие сферы гостеприимства тормозят нерешенные «старые» проблемы: практически во всех туристских городах области требуется благоустройство улиц, отсутствуют гостиницы туркласса для молодежи, летние палаточные лагеря и кемпинги, на дорогах области нет велодорожек, не оборудованы места стоянок для самодеятельных туристов. При большом потенциале не развивается сельский туризм.
Для решения обозначенных властями вопросов принята новая ведомственная целевая Программа поддержки развития внутреннего и въездного туризма на 2009-2011 годы. Она разработана при участии органов местного самоуправления и призвана создавать благоприятный инвестиционный климат и привлекать инвестиции в строительство туристских гостиниц экономкласса, в организацию сельского и самодеятельного, активного туризма. На ее реализацию предполагается выделить из областного бюджета 19,9 миллиона рублей.
Туристическая инфраструктура в городах области находится в ведении муниципалитетов. Они формируют площадки для аукционов и регламентируют проектирование и строительство новых объектов.


Всего в области 130 гостиничных комплексов, отелей, гостиничных домов и баз отдыха, более 40 из них построено в период с 2002 года. При этом только 8 соответствуют самой высшей категории - 5 звезд. Специфической особенностью гостиниц во Владимире является их размещение в реконструированных исторических зданиях центра города.
На сегодняшний день гостиничный фонд самого областного центра насчитывает около 20 гостиниц. Весной 2011 года планируется ввести в эксплуатацию новый концепт-отель в исторической части города (в настоящее время на месте будущего строительства ведутся археологические раскопки).


Следует отметить, что целевая программа «Развитие туризма в городе Владимире на 2008-2015 годы» достаточно успешно реализуется за счет программы реконструкции исторического ядра. Кроме того, ведется активное строительство бизнес-центра и гостиницы международного класса на ул. Мира (чуть в стороне от центра города), планетария в центральном городском парке, завершено строительство развлекательного комплекса «РусьКино», Ледового Дворца, физкультурно-оздоровительного комплекса, торгового комплекса «Глобус», Казанского храма. Объекты введены в эксплуатацию и пользуются большой популярностью у местного населения, здесь же проводятся встречи делегаций из городов-партнеров. В рамках программных мероприятий проводятся тематические секции (в частности «Турбизнес в 2009 году. Влияние кризиса и перспектива работы в период экономического спада»), принимается активное участие в туристских выставках («Интурмаркет-2009» г. Москва). В целях формирования устойчивого имиджа города проведен конкурс на архитектурный проект «Фасады и внешнее комплексное благоустройство в границах исторического ядра г.Владимира». Готовится документация на проведение конкурса по архитектурно-художественной подсветке зданий. Ведутся работы по подготовке ежегодного праздника «Княжеские потехи» в рамках областного фестиваля «Богатырские забавы».
За три года фестиваль стал визитной карточкой области, и охватывает все значимые исторические точки региона. Программа «Богатырских забав» составлена на два выходных дня и включает богатырские схватки, княжеские пиры, театрализованные представления, традиционные русские игрища и потехи, ярмарки, мастер-классы ремесленников и экскурсии.


Наряду с действующей нормативной базой для дальнейшего успешного развития гостевого бизнеса в регионе требуется создание областной базы данных инвестиционных проектов в сфере туризма, разработка системы налоговых льгот для инвесторов. Нужна дифференцированная программа финансовой помощи муниципальным образованиям, которая бы учитывала туристическую привлекательность каждой территории.