Дизайн

21 августа 2009

Отель с приставкой арт

Вместе с рождением отеля рождается и его концепция. Близкую той или иной гостинице тематику можно проследить по ее названию. Например, бизнес-отелaь предназначен для деловых людей. Аппартмент-отель настраивает на семейную обстановку и длительное проживание. Бутик-отель несет в себе эксклюзивность и индивидуальный подход. Что же обозначает приставка „Арт“? Это отель, созданный людьми искусства для себе подобных дизайнеров, художников, фотографов и других творческих личностей.


Концепция „art'otel“ принадлежит Дирку Гадеке, меценату и коллекционеру. Соединив в каждом таком отеле интересные архитектурно-дизайнерские решения с работами выдающихся художников, Гадеке организовал сеть гостиниц, среди которых не найдешь и двух похожих, и тем самым создал собственную нишу в гостиничном бизнесе. Когда заходишь в такой отель, кажется, что попал на выставку современного искусства: оригинальные кресла из пластмассы, определенным образом выстроенная игра света, ультрасовременная графика на стенах и музыка, запахи, тактильные ощущения, в комплексе создающие то, что называется атмосферой. Клиент это ощущает, а искусствовед способен проанализировать и оценить.


Сейчас таких отелей уже десятки в разных городах мира, и их число быстро растет: Дрезден, Лондон, Кельн, Санкт-Петербург и многие другие. Однако, все они – достаточно крупные промышленные города. По словам известного литовского философа Леонида Донскиса, пришло время развивать различные направления искусства в городах небольшого размера.


Арт-Отель «Лийо» находится в маленьком курортном городке Гаргждай, недалеко от Балтийского моря. Об искусстве в отелях мы побеседовали с директором этой «художественной галереи с кроватями» Дайной Шаткене.


— Дайна, кому пришла в голову идея открыть Арт-Отель?
— Собственник отеля Дайнюс Шаткус был очень впечатлен этим месторасположением в историческом центре города, рядом с парком. Ему показалось, что это отличное место для ищущих вдохновения людей. И, учреждая гостиницу, он надеялся, что здесь каждый сможет проявить свои творческие амбиции, осуществить мечты.


— Как вы можете охарактеризовать свою гостиницу?
— Нашу гостиницу можно назвать мини-отелем, так как в номерном фонде всего 12 комнат. Самая большая из них – это апартаменты класса люкс, с просторными спальней, гостиной, двумя террасами на крыше и прекрасным видом на старый парк. В каждом номере собраны небольшие библиотеки, которые мы очень рекомендуем нашим гостям. Кроме того, в кафе работает книжный магазин в стиле ретро, где понравившийся редкий экземпляр издания того или иного произведения можно приобрести и увезти с собой, как память о нашей гостинице.
А нашей гордостью, безусловно, является художественная галерея. Картины населяют не только общественные пространства – кафе, коридоры, конференц залы, но и частные, так что вы не сможете спрятаться от современного искусства даже в приватной атмосфере гостиничного номера.
«Лийо» переводится с литовского, как «льет дождь». Наш отель, это место, где постоянно на гостей льет дождь хорошего настроения, отличного вина, вкусной еды, творческих решений и сюрпризов, а также других положительных вещей.


— Почему в интерьерах отеля доминирует белый цвет?
— Белый цвет, преобладающий в интерьере, – не признак стерильности (улыбается – прим. автор), а скорее, придающий легкость акцент, который создает впечатление хрупкости. С одной стороны, такое решение продиктовал выбранный нами сдержанный, неперегруженный северный стиль интерьера. С другой стороны, – это было концептуальное и практичное решение. Мы преследовали цель стать своеобразным очагом культуры и искусства, поэтому акцентом в интерьере гостиницы должны были стать картины, фотографии и книги, а не обои.


— Как вы искали экспонаты для своей галереи?
— Все оказалось очень просто. В день открытия мы собрали под своей крышей съезд художников. Они и оставили свои картины для будущей галереи. Сегодня мы демонстрируем более 30 работ современных художников. Галерея все время обновляется. Мы проводим различные культурные мероприятия, съезды, фотолабы под нашей крышей. Все они направлены на популяризацию современного искусства и пропоганду творчества наших резидентов.


— Кто из авторов выставлен в галерее сейчас?

— Одна из самых известных работ – это автопортрет Пушвагнера, который нашел свое место в ресторане гостиницы. До открытия «Лийо» в этом здании находилась мастерская Пушвагнера. После реконструкции художник благословил отель, подарив свой автопортрет, который стал первым экспонатом галереи. Если говорить о самом Пушвагнере, то это самый известный норвежский художник современности. Его настоящее имя – Терье Брофод. Художник является лауреатом многих наград за продолжение традиций экспрессионизма в новом контексте.
Кроме того, стены галереи украшают работы вильнюсских художников – Лины Миклашевичюте и Валентина Сонова. По своему интересны и работы Лореты Зданавичене и Ричарда Зданавичюса. Этот творческий союз супругов выделяется своеобразным изображением человеческого быта в том или ином пространстве и времени.
 

— Какими работами вы удивите своих гостей в ближайшее время?
— Мы планируем очень интересную выставку совместно с Клайпедским морским музеем. Она будет посвящена дельфинам. Это буду фотографии из жизни чудесных млекопитающих, а гвоздем программы станут рисунки самих дельфинов. Наши гости смогут убедиться в одаренности этих необычных животных.
А также в этом месяце мы представим выставку фоторабот о красоте природы известного эколога Эрланаса Паплаускиса.


— Не слишком ли узок круг гостей?
— Безусловно, нет: если человек по роду своей профессии и не принадлежит к искусству, он к нему стремится и хочет прикоснуться. И здесь он реализует свои желания в полной мере.


— Что вкладывается в понятие Арт-отель?
— Сегодня все чаще отели стремятся привлечь к себе внимание гостей именно тем, что устраивают у себя выставки и презентации работ современных художников. Но это не делает их арт-отелями. Настоящие арт-отели очень разные, они всегда находятся в поиске, но общее в них – атмосфера искусства, которая складывается из симбиоза деятельности владельцев, управляющих, дизайнеров, художников и гостей отеля. Это и делает такие гостиницы по-настоящему эксклюзивными.


Екатерина Яговкина