Гость на портале

04 апреля 2012

Плейлист на заказ

Плейлист на заказ Фоновая музыка, звучащая в отеле, не менее важна при формировании благоприятного образа в глазах клиента, чем интерьер или поведение персонала. То, что будет сопровождать человека в его передвижениях по отелю, зависит от времени суток, и от функции конкретного помещения. А если в разных частях гостиницы все время будет играть одно и то же клиент захочет, вскоре, просто сбежать из отеля.

Если на Западе индустрия «функциональной музыки», появившаяся в середине прошлого века, это давно сформировавшийся рынок, в России она только начинает укрепляться.

Как показал опрос сайта musicworksforyou.com, каждым трем из четырех гостей отелей нравится слышать музыку в лобби, барах, ресторана и других публичных местах. Около 25% готовы платить после ужина или обеда за приятные звуки.
Среди тех, кому приятен музыкальных фон, более половины предпочитают встречаться с коллегами в отелях с хорошим фоном. Более 75% - музыка делает счастливее, повышает настроение. 52% утверждают, что стали бы лояльнее к отелю, в котором услышали бы хорошую музыку. А 69% согласны, что музыка — важный фактор при формировании идеальной атмосферы.

В отеле вряд ли вы услышите попсу или жесткую танцевальную электронику, которая давит на слушателя, отвлекает его. Зато в гостиничных плейлистах обязательно встретиться джаз 50-60-х, поп-рок 80-х, интеллектуальная электроника. Классика, как считают специалисты, дает ощущения устойчивости, концентрированности, блюз и реггей поднимают настроение, а самба одновременно и успокаивает, и возбуждает.
При этом плохо подобная музыка может в буквальном смысле одурманивать и раздражать — и не только клиентов, но и персонал, который начнет допускать ошибки, выглядеть не так бодро, как требуется согласно стандартам, что повлияет на репутацию гостиницам.
Не забудем и о том, что отель должен позаботиться об отлаженном оборудовании, в котором басы не будут давить, а средние частоты — перекрывать человеческие голоса.

В некоторых отелях подбором и корректировкой музыкального архива занимается отдельная штатная единица, другие заказывают его у специализированных фирм.
Всемирная организация интеллектуальной собственности и Российское Авторское Общество – еще две причины, по которым бизнесмены, включая отельеров, обращаются к помощи на стороне. Поскольку фоновая музыка звучит на публике, за нее надо платить и подавать отчетности. Через РАО деньги идут авторам, через ВОИС – исполнителям. И если отчеты в ВОИС можно отправлять в электронном виде, то в РАО – только в бумажном. Бумаги уходит много. Но таковы правила.
Как отмечают в фирме «R-Mediaservise», в основном, компании обращаются за решением вопроса и с музыкой, и с регулированием правового вопроса: «Если на момент заключения партнерских отношений у заказчика есть действующий договор с обществами, то мы предлагаем ему нашу услугу по решению вопроса с документооборотом, так как нам гораздо легче заполнить рапорт с данными об авторах и исполнителях композиций, которые используются в музыкальном оформлении, а для заказчика это не выступает увеличением затрат на наши услуги».

Передача забот аутсорсерам – хорошее решение, учитывая, какие истории преподносит РАО каждый год. Гостиницы выступили против него в 2009-м, когда оно потребовало от них платить за пользование телевизорами и радиоприемниками в номерах и холлах по ставке 0,15% с валового дохода номерного фонда (а также еще по 2 рубля в месяц за квадратный метр площади «озвученных» общественных помещений. Еще в 2008-м петербургские отели штрафовали на крупные суммы за эти «нарушения» - вплоть до 400 тыс. рублей. Северо-Западное Региональное Отделение Российского Союза Туриндустрии тогда направило письмо в министерство культуры РФ, указывая, что «Просмотр и прослушивание телепередач, транслируемых по общедоступным телевизионным каналам, не является публичным исполнением транслируемых по этим каналам произведений и фонограмм и не требует на то согласия авторов этих произведений и фонограмм либо обладателей смежных прав на них и тем самым не являются правонарушениями».

Помимо популярной музыки, существуют и специальная фоновая музыка, сочиненная исключительно для подобных случаев — ее называют порой "muzak” или «elevator music”. Компании покупают все права на такие произведения, чтобы предлагать их тем клиентам, которые хотят сэкономить на отчислениях в РАО. Правда, даже в этом случае приходится платить в ВОИС. Нужно учитывать, что некоторые фирмы на этом экономят, убеждая клиентов, что за авторскую музыку, принадлежащую компании, отчислять ничего не надо. В случае иска крайними все равно остаются заказчики.

По словам генерального директора компании «МузКафе» Ильи Семенова (он, к примеру, подбирал плейлист для петербургского отеля «Гельвеция»), предприниматели уже начинают понимать, что музыка - неотъемлемая часть их бизнеса: «Конечно, никто не утверждает: «Благодаря музыке я стал зарабатывать на 20% больше." Но отклики есть. К нам стабильно обращаются гости конкретных ресторанов и кафе: можете мне сделать плейлист в таком же стиле? Что касается влияния музыки, то здесь существует множество тонкостей». Семенов приводит пример с гипермаркетом: «Пришла в него покупательница, муж которой попросил купить шурупы и гвозди. Она при этом помнит, что ей самой нужны шторы, полотенца и подушки. Услышала любимую песню и совершенно забыла про шурупы и гвозди. Или услышала трек, который уже надоел. Отрицательный эффект - в обоих случаях». То есть порой музыка не должна привлекать внимания, а в других, напротив, мобилизовать, как, скажем, в кафе и ресторанах. И, кстати, уже подсчитано, что в баре под медленные мелодии объем заказов уменьшается на 38%. Выяснилось также, что в ресторанах аппетит возбуждают энергичные звуки фортепиано и скрипки, и поэтому клиент остаются там на 17% времени дольше. Конечно, высококлассные отели сотрудничают и с живыми ансамблями. Однако даже они не смогут заполнить все рабочие часы точки питания.
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ В ЖУРНАЛЕ ОТЕЛЬ