Гость на портале

15 марта 2013

Хватает ли в России гостиниц?

Хватает ли в России гостиниц?  Гостиничный бизнес стремительно развивается во всем мире, в том числе, и в России. Для привлечения новых гостей нужно учитывать то, что потребности и интересы потребителей постоянно меняются. Несмотря на достаточно большое количество новых строящихся гостиничных объектов, в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, по-прежнему ощущается недостаток гостиниц, и, в первую очередь, бюджетных отелей 3*.
Компания GLOBAL REACH CONSULTING (GRC) проводила исследование рынка гостиничных услуг, согласно которому в 2011 году объем инвестиций в гостиничный сегмент России возрос в 9 раз. 90% этих инвестиций приходятся на Москву. Если смотреть по регионам страны, то больше всего гостиниц – в Краснодарском крае. Инвестиции в гостиничный бизнес Краснодарского края направляются на строительство новых отелей 3* и реконструкцию старых.
Наталия Чистякова, Директор по развитию Департамента консалтинга группы компаний «GVA Sawyer», рассказывает о перспективах развития гостиничного сектора в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае:
– Сначала назову основные показатели обеспеченности гостиничными номерами по этим трем регионам: номерной фонд Москвы, на сегодняшний день, составляет – 21 тысячу номеров, номерной фонд Санкт-Петербурга – 15 600 номеров, номерной фонд Краснодарского края – 1776 номеров. Для сравнения, средний уровень обеспеченности стран Европы гостиничными номерами составляет на тысячу жителей – 12,5 номеров, в Париже – 8 номеров, в Лондоне – 12 номеров, в Берлине – 11. В Москве данный показатель – 1,9 номеров на 1000 жителей, в Санкт-Петербурге – 3,1, в Краснодаре – 2,1. Как видим, это в 4 раза меньше европейских показателей. В Москве и Санкт-Петербурге необходимо построить еще много гостиничных номеров.
В Санкт-Петербурге наибольший ввод гостиничных номеров начался в 2007 году (чуть более 11 тысяч номеров) и к 2012 году гостиничный фонд увеличился до 17 тысяч номеров. На 2012 год из гостиниц этого города: 3* составляют – 34%, 4* – 52%, 5* – 14%. Яркий инновационный пример гостиниц, которые недавно вышли на рынок Санкт-Петербурга: Crowne Plaza St. Petersburg-Ligovsky (4*), Домина Престиж (5*) – этот отель управляется новым оператором, раньше не присутствовавшим на российском рынке. Наибольшее количество объектов в Санкт-Петербурге представлено в категории 4* (более 50% от общего объема), и 3* (35%). Начиная с 2007 года, в Санкт-Петербурге произошло перераспределение с 3* в сторону 4*, на рынке стало больше появляться новых объектов уровня 4*, кроме того, закрываются старые объекты 3* и переконструируются в 4*.
Москва – объем гостиничных объектов на начало 2007 года составлял более 15 тысяч гостиниц, на 3 квартал 2012 года – свыше 21 тысячи гостиничных объектов. Из них: 42% – 3* гостиниц, 31% – 4* отелей, 27% – 5* гостиниц. До конца 2012 года гостиничный фонд столицы увеличится еще на 500 номеров. В Москве также с 2007 года ведется ввод гостиничных объектов повышенной комфортности. Лучшие объекты последнего времени: InterContinental Moscow Tverskaya (5*), Radisson Royal Moscow (5*). Больше всего высококачественных объектов в ЦАО г. Москвы (45%), в основном это отели 4* и 5*.
Краснодарский край – на 2007 год было 1000 гостиничных номеров, на 3 квартал 2012 года – свыше 2100 номеров. Из них: 62% – 3* гостиничных объектов, 31% – 4* отелей, 6% – 5* гостиниц.
Говоря о ценообразовании в гостиничных объектах: средняя цена номера в Санкт-Петербурге, в 3* – 3890 руб., 4* – 6800 руб., 5* – 14800 руб. В Москве: в 3* – $220 (6800 руб.), 4* и 5* – $380 (12000 руб.). В Краснодаре: в 3* – 3100 руб., 4* и 5* – 6075 руб.
Теперь поговорим о загрузке гостиничных объектов в период с 2008 по 2011 годы. Средний показатель загрузки гостиниц по России в течение года составляет – 60-65%. Необходимо отметить сезонность на рынке гостиничной недвижимости. Так, в период Белых ночей в Санкт-Петербурге, а это период высокой загрузки гостиниц, наполняемость гостиниц составляет 95-100%, в период с января по апрель (низкий сезон) загрузка не превышает 60%. Петербург – вообще сезонный город для посещения. В городе наблюдается рост загрузки номеров, начиная с 2009 года, из-за повышения приезжающих в город туристов. В 2011 году было 5,5 миллионов туристов, в том числе, 2,6 миллионов иностранных туристов. Москва – город бизнес-туристов и познавательных туристов. Среднегодовая загрузка в столице: 3* гостиницы – 63-66%, 4* – 66-70%, 5*– 60-65%. Наполняемость гостиниц на Черноморском побережье: среднегодовая загрузка сезонных объектов – 30%, среднегодовая загрузка круглогодичных объектов – 30-50%, загрузка в высокий сезон гостиниц 4* и 5* – 70-80%, загрузка в низкий сезон гостиниц 4* и 5* – 30-35%.
Согласно исследованиям, наиболее популярные требования туристов к гостиницам для отдыха (не городская среда), например, таких, как на Черноморском побережье:
Высокий сезон – бассейн, СПА-услуги, Wi-Fi, парковка; наличие детской, взрослой, вечерней анимации; детские площадки/комнаты/услуги/няни.
Низкий сезон – наличие питания; крытый бассейн, водный комплекс; детская инфраструктура; конференц-зал и другие услуги, связанные с MICE (обучение персонала и другие корпоративные мероприятия); спортивные сооружения (в том числе, крытые); СПА-услуги, санаторно-медицинские услуги; танцевальные залы, ночные клубы.
Как видим, в низкий сезон требования гостей становятся выше и меняются.
Рассмотрим еще влияние инфраструктуры на среднегодовую загрузку отелей Черноморского побережья: наличие собственной территории повышает загрузку отеля на 3%, медицинская база гостиниц и возможности предоставления гостям лечения – на 6%, СПА-комплекс (оздоровление) – на 8%, спортивная инфраструктура (футбольные поля, теннисные корты, спортзалы) – на 2%, водные развлечения (бассейны открытые и закрытые, водные аттракционы) – на 10%, бизнес-услуги (конгресс-центр, конференц-залы с необходимым техническим оснащением) – от 7 до 15%.
И в заключение, поговорим о том, как повысить эффективность гостиницы. Наша компания рекомендует использовать все возможные методы. Например, разместить в отеле СПА-центр или медицинский центр. Предоставлять гостям различные бизнес-услуги, т.к. сейчас на рынке на них есть спрос. Использовать фишки «умного дома», т.е. инновационные технологии в оснащении гостиницы, или исторические достопримечательности вокруг отеля либо историческую значимость самого здания, в котором расположен отель. Интересны такие форматы гостиниц, как апарт-отели и бутик-отели с индивидуальным дизайном, а также SPA-отели. Повысит рейтинг гостиницы и наличие в ней водно-развлекательного комплекса с закрытыми и открытыми бассейнами, аквапарком. Всегда привлекают новых гостей специальные предложения выходного дня в гостинице, а также предложения, ориентированные на отдых с детьми.