Гость на портале

05 ноября 2014

Леонид Обозный: У букмекерского бизнеса в России огромный потенциал роста

Букмекерский бизнес в России в последние годы развивается стремительно. Достигло ли букмекерство пика своего развития, каковы основные проблемы и перспективы отрасли. Об этом мы беседуем с Леонидом Обозным, президентом компании First Gaming (бренд Rub90), главой экспертного совета Российской Ассоциации Букмекеров.

 

- История компании First Gaming началась более 20 лет назад, задолго до ее официальной регистрации. Тогда на постсоветском пространстве появлялись первые казино, в которых и работали многие теперешние сотрудники компании. Таким образом, сегодня с нами работают ведущие аналитики игорной индустрии. Я сам занимался открытием и управлением крупнейшими казино Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и других городов.
С 2009 года в России единственным легальным видом игорного бизнеса вне игорных зон осталось букмекерство. Весь наш опыт и знания мы направили на развитие данной отрасли – так был создан бренд Rub90. Одну из важнейших составляющих букмекерского бизнеса – направление разработки программного обеспечения – возглавили ведущие специалисты IT-индустрии, обладающие опытом работы в таких известных компаниях как Cisco Systems, Oracle и Texas Instruments. Сегодня, используя передовые практики различных сфер бизнеса и собственный опыт, мы предлагаем инновационные, максимально прогрессивные продукты, обеспечивающие полный цикл работы букмекерской конторы. В последнее время мы разрабатываем концепцию максимизации количества ставок на единицу площади, в рамках которой реализуем решения и продукты, призванные повысить эффективность букмекерского бизнеса. В наших планах реализовать данный принцип в как можно большем количестве букмекерских клубов, но это отдельная тема, требующая немало времени.

- Букмекерский бизнес требует достаточно высокой квалификации оператора клуба. Наверняка от ваших партнеров требуются серьезный опыт и подготовка…

- В рамках бренда Rub90 мы предлагаем комплексное решение, включающее программное обеспечение для онлайн, оффлайн и мобайл оперирования, экспертизу, хеджирование рисков, юридические консультации и сопровождение бизнеса. Таким образом, мы обеспечиваем весь цикл работы букмекерского клуба – линию, прием ставок, в том числе с помощью букмекерских терминалов, управление клубом, отчетность и дисплейные системы. В данный момент мы работаем над поистине инновационными продуктами: Sportsbook TV позволяет транслировать около 100 спортивных каналов одним пакетом, а Digital Signage совмещает эти трансляции с Live коэффициентами при скорости интернета – 1 Мбит/с. для всех трансляций. Партнерская программа построена на индивидуальном подходе – с каждым партнером работает персональный менеджер.
Наши клиенты – обладатели лицензии. Для них мы – прежде всего эксперты, предлагающие удобные решения одновременно конкурентные для игроков. Кроме того, мы постоянно совершенствуем продукты, основываясь на потребностях и трендах рынка, а также на откликах и пожеланиях клиентов. Поэтому от нас ждут только современные инновационные программные решения, которые мы с радостью предлагаем партнерам.

- Софт можно назвать «сердцем» букмекерской деятельности. Но насколько сочетается он с существующим оборудованием на местах?

- Мы разрабатываем программное обеспечение таким образом, чтобы наши партнеры могли использовать любое стандартное оборудование. Кроме того, наряду с традиционным приемом ставок — через кассу, мы предлагаем прием ставок через букмекерские терминалы.
Конечно, мы осознаем, что на внедрение новых технологий уйдет время, так как игрокам нужно к ним привыкнуть. Однако терминалы повышают эффективность работы букмекерских контор, они удобнее и со временем могут вытеснить кассы из многих клубов.
За время работы компания выстроила эффективные отношения с рядом компаний-операторов в России и странах СНГ, среди которых – BingoBoom, Джони Гейм, Unionbet, GoodWin, Гол+Пас, Евобет, Ставь:ка. Что касается зарубежных компаний, мы сотрудничаем с ведущими мировыми поставщиками решений для букмекерского бизнеса и данных для формирования линии – BetRadar, BetGenius, eNetPulse и RunningBall.


- Число пунктов приема ставок (ППС) растет довольно значительными темпами. Как вы находите ваших клиентов?

- Изначальное, самое важное условие для продвижения любых товаров и услуг – это понимание потребностей клиентов. Как компания, работающая в b2b сегменте, при разработке новых продуктов и решений мы учитываем потребности не только наших партнеров, но и конечных потребителей – игроков. Чем лучше продукт удовлетворяет требования игроков, тем более он востребован. Каждое следующее решение дополняет существующие, повышает эффективность работы ППС и облегчает игрокам процесс осуществления ставок.
Безусловно, мы сообщаем партнерам о выходе новых продуктов и решений. Для этого мы используем традиционные для b2b рынков личные продажи, выставки и полный комплекс интернет коммуникаций.

- Сейчас отдельно существуют лотереи, отдельно букмекеры, отдельно казино, отдельно залы. Все они могут частично пересекаться. Считаете ли вы, что эти разные направления игорного бизнеса могли бы органично сочетаться в концепции единого многопрофильного игорного заведения, где все есть под одной крышей, так как это существует в Лас-Вегасе?

- Безусловно, могли бы. Но в отличие от онлайн рынка, как показывает практика, лотереи и беттинг проигрывают конкуренцию казино – в оффлайне их удельный вес слишком мал. Подобное заведение стало бы, скорее, казино, предоставляющим на своей территории дополнительные услуги. Поэтому и совмещать их следует в соответствующей пропорции — с явным преобладанием услуг казино.
Однако стоит учесть особенности национальных игорных рынков. В каждой стране – свои предпочтения, поэтому пропорции могут меняться.

- Букмекерский бизнес неразрывно связан со спортом: здесь его хлеб. А ведь не секрет, что спорт в нашей стране нередко связан с коррупцией, договорными матчами, плохими полями и прочими бедами. Из-за этого и букмекерство в нашей стране с точки зрения обывателя ассоциируется с опасной и заранее предопределенной разновидностью азартных игр. В противовес всегда приводят относительно прозрачные ставки на бегах при ипподромах. На что можно делать ставки у букмекеров, при этом зная, что тебя не обманут?

- Во-первых, удельный вес договорных матчей достаточно мал. Но и в этом случае рискуют как раз букмекеры, а не игроки. И с помощью определенных инструментов мы эти риски нивелируем. Чем меньше рейтинг лиги и, соответственно, вероятней наличие договорных матчей, тем, например, больше маржа и меньше лимит на ставку.
Во-вторых, так как букмекер не может повлиять на исход матча, для игрока нет никакой предопределенности — все зависит от знания игроком текущей ситуации в выбранном виде спорта и небольшой доли удачи. Букмекеры же закладывают маржу на все исходы событий и находятся в плюсе на дистанции (на большом количестве исходов).

- По словам участников рынка, причина недоразвитости букмекерской отрасли в России, прежде всего, в несовершенстве ее регулирования. Как бы вы охарактеризовали нынешнюю ситуацию?

- Букмекерство в России, действительно, нуждается в грамотном правовом регулировании. Мы, компании, работающие легально, как никто другой заинтересованы в этом. Если в оффлайне сегодня довольно жесткое регулирование и высокие требования к букмекерам –уставной капитал от 100 млн рублей, активы – не менее 1 млрд рублей, банковская гарантия – 500 млн рублей, строгие критерии выбора помещения и тд., то в онлайне – ситуация обратная.
Я бы сказал, в России существует некий парадокс — зарубежные онлайн букмекеры предоставляют свои услуги на территории страны, в то время как российским букмекерам это запрещено. В итоге ставки онлайн россияне делают, но налоги идут при этом за границу.
Мы готовы содействовать властям в регулировании отрасли, чтобы избежать большинства подобных ситуаций. Легальный букмекерский рынок получит больше возможностей для развития. Вместе мы будем популяризовать столь необходимую российскому обществу культуру гемблинга, давно уже существующую в европейских странах.

- Считаете ли вы, что экономическая, политическая и общественная жизнь в стране готовы к тем или иным послаблениям в игорном законодательстве? Возможно ли открытие тех же букмекерских залов не в шаговой доступности от станций метро, а при отелях и гостиницах? Или открытия при них же казино — которые совмещали бы залы игровых автоматов, букмекерство, бинго, бильярдные и боулинги?

- В 2000-х годах мы уже наблюдали подобное послабление. В то время было выдано более 6000 лицензий, что привело к неконтролируемому распространению игорных заведений. В России работали десятки тысяч игровых автоматов, которые находились в легкой доступности для незащищенных слоев населения, таких как пенсионеры и школьники. Поэтому в этом нет никакого смысла. Букмекерскую отрасль можно развивать за счет повышения качества и ассортимента услуг. И в первую очередь, необходимо формировать культуру гемблинга. Культуру, в которой ставки на спорт – лишь развлечение, ничем не отличающееся от просмотра кино, а не способ получения дохода. Когда общество поймет это, проблема игровой зависимости сведется к минимуму. Хорошим примером тому выступает Великобритания, где букмекерский рынок и культура гемблинга — одни из наиболее развитых в мире. На ее территории расположено более 9 000 ППС, что практически вдвое больше, чем в России, и это не является ни для кого проблемой. Поэтому в интересах самих букмекеров всячески способствовать развитию культуры гемблинга в стране.

- В последнее время активно обсуждаются перспективы создания СРО букмекеров. Как это повлияет на состояние рынка в целом?

- Безусловно, саморегулируемые организации зарекомендовали себя во многих сферах и странах. Но игорный бизнес – довольно деликатная отрасль, и основным регулятором в ней должно оставаться государство. Некоторые вспомогательные функции, возможно, стоит делегировать СРО, однако не создавать ее как альтернативу государственному регулированию. Поэтому и членство в организации не должно быть обязательным.
Однако СРО, как, впрочем, и любые другие общественные объединения, могут стать тем механизмом, который сможет скоординировать действия букмекеров и власти на пути развития отрасли. О создании СРО в букмекерстве разработан соответствующий законопроект. Однако, как говорят: «благими намерениями…». Некоторые положения законопроекта несут в себе серьезные коррупционные риски и ставят под угрозу принципы добросовестной конкуренции. Сейчас главная задача состоит в том, чтобы усовершенствовать данный законопроект и создать благоприятный для развития бизнес-климат в отрасли.

- Какие из зарубежных примеров работы букмекерских компаний и их взаимодействия с государством вы могли бы привести в качестве положительных?

- По моему мнению, наиболее правильный подход в правовом регулировании игорного бизнеса используют в Великобритании, на Острове Мэн, Мальте и Гибралтаре. Не смотря на то, что в большинстве своем, это оффшорные зоны, в них к компаниям выдвигаются довольно высокие требования, в том числе, поэтому игроки им доверяют. Но главное, там учтены потребности 3 сторон – игроков, операторов и государства. При этом букмекеры лоббируют интересы представителей рынка в игорных комиссиях, органах власти, политических и журналистских кругах относительно соблюдения принципов «ответственной игры», а так же перед налоговыми органами относительно условий и уровня налогообложения операторов букмекерского рынка через собственные Ассоциации и Объединения.
Букмекеры работают с правоохранительными органами по направлениям обмена информацией о нечестных/нелегальных букмекерах, влиянии букмекеров на результаты спортивных соревнований, защиты интересов игроков и сотрудников пунктов приема ставок.
Часто букмекеры участвуют в рассмотрении споров и разногласий, возникающих между игроками и операторами, например в рамках Независимого Сервиса Рассмотрения Букмекерских Споров (I.B.A.S.).
Кроме того, букмекеры внедряют инновационные решения на рынке, развивая как саму букмекерскую отрасль, так и смежные отрасли экономики страны.

- Какие законодательные инициативы необходимы для наиболее эффективного регулирования букмекерской деятельности в России?

- Несмотря на то, что в данный момент общественными организациями выдвигаются разноплановые инициативы, открытым остается вопрос регулирования онлайн гемблинга. Это при том, что 45% всех оборотов игорного бизнеса онлайн составляет именно беттинг. Я уже говорил о неком парадоксе сложившейся ситуации на онлайн рынке, именно поэтому я сосредоточился бы на легализации онлайн беттинга с учетом потребностей игроков, букмекеров и государства, как это реализовано в других странах. Кроме того, необходимо использовать механизмы защиты детей, пенсионеров и других слоев населения, для которых игра онлайн может иметь неблагоприятные последствия.

- Как вы видите будущее игорного бизнеса в связи с открытием игорной зоны в Крыму?

-Учитывая то, что на потенциал внутреннего туризма в Крыму рассчитывать не приходится, в первую очередь необходимо развивать внешний туризм. При условии формирования в Крыму туристического центра всемирного значения с развитой инфраструктурой и соответствующим уровнем сервиса, можно, в принципе, рассуждать о целесообразности создания Крымской игорной зоны. Кроме того она должна быть открыта на пересечении туристических потоков.
Однако игорная зона в Крыму вряд ли сможет существенно повлиять на игорный бизнес России в целом, так как игорные зоны, в силу своего расположения, не конкурируют друг с другом. Каждая из них рассчитана на внутренний рынок, за исключением Владивостока, который находится рядом с Азией.

- Если представить ситуацию — появилась возможность делать ставки на развитие политической ситуации. Возможно ли это? Или для профессионального букмекера нет ничего невозможного?

- Все, что поддается прогнозам на базе статистики можно добавить в линию. Если нет статистики, можно вывести коэффициенты за счет балансировки денежных потоков, согласно рыночным предпочтениям. Но самое главное, чтобы это было востребовано. Зачастую подобные события используются букмекерами для PR, а не заработка. Каким бы резонансным не было политическое событие, на футбол будут ставить больше.

- Каким вы видите будущее российского букмекерского бизнеса? Каковы перспективы и основные препятствия?

- Я искренне уверен, что в будущем букмекерство избавится от негативного оттенка в глазах общества и станет неотъемлемой частью развлекательной инфраструктуры страны. По крайней мере, я и мои коллеги делаем для этого все возможное. Если говорить о перспективах, существует высокий потенциал роста букмекерской отрасли в России. Стремительное развитие технологий позволяет максимально автоматизировать процессы и повышать качество предоставляемых услуг. Единственным препятствием для развития букмекерского рынка может стать неверно построенное правовое регулирование отрасли. Сейчас над этим вопросом работают многие эксперты. Надеюсь, в итоге будет принят верный вектор, учитывающий интересы игроков, букмекеров и государства в долгосрочной перспективе.

Андрей Николаев, журнал "Отель"