Гость на портале

01 декабря 2014

Геннадий Ламшин: Без поддержки государства гостиничной отрасли в России развиваться будет непросто.

Российская гостиничная ассоциация – одно из старейших профессиональных объединений России. К экспертному мнению РГА прислушиваются органы власти, его ценят и используют в работе отельеры. О том, что представляет собой РГА сегодня, о проблемах и перспективах гостиничного дела в стране мы поговорили с ее президентом Геннадием Ламшиным.

 

- Геннадий Андреевич, без малого 270 членских организаций, входящих в РГА – цифра солидная. Однако в масштабе страны хочется видеть Ассоциацию более массовой…

- Замечу, что непосредственно гостиниц и других средств размещения в РГА входит около 500. Связано это с тем, что у нас немало коллективных членов: региональные ассоциации, некоммерческие партнерства, управляющие компании. После 2008 года прирост членов несколько замедлился. Хотя это характерно для любого профессионального объединения в стране. Тем не менее, многие отельеры сегодня понимают важность работы РГА. Ведь мы по сути единственная организация в России, основная цель которой не только содействовать развитию гостиничного бизнеса в целом, но и отстаивать интересы каждой компании, которая является нашим членом. Так что ряды наши уверенно пополняются, хотя и не так стремительно как раньше.

- Одна из особенностей РГА в том, что она всегда имела широкую географию. Это сознательная стратегия?

- С самого начала мы пошли по пути создания филиалов в различных регионах. Сегодня их 10 – от Калининградской области до Дальнего Востока. И я бы сказал, что именно в филиалах идет самая активная и насыщенная деятельность. Ведь кто лучше знает проблемы отрасли, чем те, кто работает, что называется «в полях». Поэтому мы проводим работу по расширению филиальной сети. Сейчас работаем над созданием филиала в Новгородской области, в ближайшее время, надеюсь, он начнет функционировать. Также планируем создать филиалы в Смоленской области и Башкирии. Здесь уже провели предварительные консультации с органами власти и руководителями гостиниц. В то же время понятно, что во всех субъектах федерации филиалы создать вряд ли удастся. Причина где-то в неготовности представителей местной власти, где-то в неактивности самих отельеров. Поэтому мы в первую очередь приветствуем индивидуальных членов из всех регионов. А жизнь уже дальше сама подскажет, где РГА получит больше возможностей для развития.

- В стране до сих пор наблюдается дефицит гостиничных номеров. В то же время в некоторых регионах отели сталкиваются с низкой заполняемостью номерного фонда. Два противоречивых фактора…

- Тут надо рассматривать в целом развитие туризма в стране. Нужна стратегия развития туризма как в целом для страны, так и для каждого региона в отдельности. В качестве хорошего примера можно привести Москву. Здесь существует комплексная стратегия развития города как туристической дестинации. Сначала она носила временный характер, теперь, похоже, будет принята в качестве постоянной. Из чего же она состоит? Целый ряд взаимосвязанных составляющих – транспортная, материальная (развитие гостиниц и приведение в порядок объектов показа), информационная (формирование сбалансированного событийного календаря). Последнее для Москвы особенно важно, так как в основном сюда еду люди по делу. Идеальный вариант для бизнес-туриста – совместить работу на мероприятии с культурной программой. А таких событий в столице становится все больше с каждым годом. Вспомним исторические реконструкции в Коломенском, парад оркестров на Красной площади, многочисленные фестивали и спортивные мероприятия. Надо сказать, что и в других регионах страны ситуация меняется в лучшую сторону. Мы это связываем прежде всего со сменой министерства, курирующего туристскую отрасль.

- Смена куратора, однако, не всегда приводит к смене политики. Нередко декларации на бумаге создают иллюзию работы, и только.

- В данном случае все по-другому. Например, сразу же была проведена ревизия всех законодательных актов. А следом началась работа по их усовершенствованию. Это и поправки к Гражданскому кодексу, и поправки к закону «О развитии туризма в Российской Федерации», и усовершенствование системы классификации гостиниц и иных средств размещения. Завершается подготовка проекта новой редакции Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации. Замечу, основным инициатором этого проекта является Российская Гостиничная Ассоциация. Были созданы межведомственные рабочие группы, в которые вошли не только представители Минкультуры России, но и отраслевые ассоциации, такие как РГА и РСТ, а также другие ведомства: Роспотребнадзор, МВД, ФМС, ФАС и прочие структуры. Также была разработана новая программа развития въездного и внутреннего туризма до 2025 года.

- Некоторые законодательные инициативы вызывают у деятелей гостиничного бизнеса серьезные сомнения. Речь об инициативе ввести в стране обязательную классификацию с самостоятельным присвоением категории по «звездам».

- Уточню, предлагается проводить классификацию гостиниц в уведомительном порядке. То есть гостиница сама себя вносит в специальный реестр, обозначая тот уровень звездности, который считает для себя заслуженным. Процедуру предполагается сделать бесплатной. Нет никаких сомнений, что единственным результатом такой системы станет то, что очень многие туристы окажутся введенными в заблуждение: поедут в отель уровня четыре звезды, а на месте обнаружат условия проживания и сервиса на две. Причем такое несоответствие необязательно произойдет по причине злонамеренных действий средства размещения. Это вполне возможно и по причине элементарного отсутствия достаточной квалификации работников отеля. Понятно, что при принятии законопроекта ныне аккредитованные организации, имеющие право присваивать категорию гостиницам, эту деятельность прекращают. Инициаторы уведомительного порядка классификации ссылаются на необходимость снизить финансовую нагрузку на гостиницы. Мне такой довод представляется необоснованным. Расходы, связанные с присвоением категории, составляют от 25 до 120 тысяч рублей пока раз в два года. Сумма зависит от заявленной категории отеля и количества номеров. Не думаю, что такие расходы можно считать обременительными. В некоторых странах эти расходы берет на себя государство, справедливо считая, что категория гостиницы должна обязательно быть подтверждена независимыми экспертами. Могу сказать, что общая сумма расходов по классификации всех гостиниц в России обойдется бюджету меньше, чем строительство одной новой гостиницы уровня три звезды на 150 номеров.

- Мы коснулись вопроса квалификации работников гостиничной сферы. Достаточно ли, по-вашему, сегодня по-настоящему профессиональных людей в нашей отрасли?

- Профессионалов не хватает. Это происходит, несмотря на то, что количество учебных заведений, которые готовят специалистов для гостиничной сферы немало. Часто учебные заведения, профиль которых не имеет ничего общего с индустрией гостеприимства, заявляют о подготовке сотрудников для отелей. И мало кто сознает, что действительно знающих преподавателей в стране не хватит на все учебные заведения с «гостиничными» амбициями. Отчасти поэтому уровень новых специалистов оставляет желать лучшего. Кроме того, не сбалансирован и сам процесс обучения: теории много, а практики мало. У нас, например, практически нет учебно-тренинговых гостиниц. Между тем, в западных странах практика занимает 40-50 процентов всего времени обучения. У нас не более 10. Ситуация правда понемногу меняется. В действующем порядке классификации уже появились положения о квалификации персонала. Теперь это необходимое требование для гостиниц, получающих ту или иную категорию. Некоторые вузы разработали программы подготовки и переподготовки кадров действующих предприятий. Вводится программа дистанционного обучения, что очень важно для гостиниц в городах, где нет профильных вузов. Сами гостиницы все чаще проводят обучающие семинары для всех категорий своих сотрудников для всех служб.

- Уровень сервиса в отечественных отелях медленно, но верно повышается. Порой можно встретить даже избыточные для своей категории услуги.

- Не думаю, что это плохо. Если трехзвездочная гостиница, к примеру, устанавливает у себя кондиционеры, которые для данной категории необязательны, можно только порадоваться за ее клиентов. Увеличивая количество и качество предоставляемых услуг, отель получает конкурентное преимущество. Главное, чтобы ценовая политика при этом выдерживалась. Сегодня, когда мне задают вопрос «Когда же у нас гостиницы будут на уровне западных?», я отвечаю: «В целом они уже у нас на этом уровне». Это не значит, что у нас все везде прекрасно, но не следует преувеличивать и качество гостиничных услуг на Западе. Нам удается сравнивать свои гостиницы с гостиницами в этих странах во время поездок по обмену опытом. И в некоторых странах сталкивались с такими отелями, которые у нас давно бы закрыли – по санитарным, противопожарным и другим нормам. Но, тем не менее, с качеством предоставляемых услуг надо работать. И прежде всего, надо работать с персоналом, проводить обучающие мероприятия со всеми службами гостиниц по всей территории Российской Федерации. К сожалению, владельцы и директора гостиниц зачастую стараются на этом сэкономить.

- Вероятно конкуренция и, в особенности, конкуренция с известными гостиничными сетями ставит вопрос качества услуг перед владельцами гостиничных предприятий довольно остро?

- Гостиничные сети, особенно крупные иностранные – хороший пример для подражания. Радует то, что появляются отечественные управляющие компании, которые работают с большим числом объектов. И работают отлично, формируя и великолепные стандарты, и узнаваемые бренды. Среди крупных могу назвать, конечно, «Амакс», поменьше «Аккорд менеджмент групп». Деньги не утекают за рубеж по контрактам на управление. Конкурировать с иностранными сетями сложно, но можно. Хороший пример – открытие в Волгограде Hampton by Hilton. Построивший ее инвестор получил франшизу знаменитого бренда без контракта на управление, хотя российским инвесторам такие контракты чаще всего навязываются как обязательные.

- Год выдался непростой для российского бизнеса. Это и экономический кризис, и известные политические события. Остается ли место для оптимизма?

- Я оптимист по жизни. И сейчас, несмотря на очевидные сложности, я вижу, что все складывается не так уж плохо. Проблем, конечно, немало. Хотелось бы видеть и облегчение визового режима для въездного туризма, и более умеренный рост тарифов ЖКХ, и развитие туристической инфраструктуры в стране в целом. Можно помечтать и о налоговых послаблениях. В других странах с наступлением мирового кризиса гостиницам сделали существенные налоговые преференции – иногда до 60 процентов. В России в некоторых регионах дают какие-то преференции при строительстве объектов туриндустрии. Некоторые местные налоги вначале полностью убираются, а затем увеличиваются, но очень постепенно. Конечно, такие регионы привлекательны для инвесторов. Без поддержки государства гостиничной отрасли в России развиваться будет непросто. Но в любом случае, уверен, нас ждут интересные и успешные с точки зрения бизнеса времена.