Отельер

07 октября 2011

Дмитрий Володин: Отельный рынок ждут кадровые сокращения

Дмитрий Володин: Отельный рынок ждут кадровые сокращения «Раньше государство шло навстречу бизнесу чаще»

- Как известно, для предприятий, применяющих традиционную систему налогообложения, налоги на фонд оплаты труда с 1 января 2011 года увеличились с 26 до 34%. Для малых предприятий, применяющих «упрощенку», налоги возросли с 14 до 34%, т.е. в 2,4 раза! Каким образом это скажется на бизнесе?
Мы уже начали сокращать персонал. И это будут делать многие отельеры и рестораторы. И первыми под раздачу попадут молодые кадры без опыта работы. Мы набрали на рецепшен в «Ибис» выпускников Лингвистического университета, с хорошим знаниям языка. Но они первыми и попадут под сокращения, так как они часто неадекватно амбициозныйв плане ожидания зарплат, а опыта работы у них нет.

- Дмитрий, по вашему мнению, государство идет навстречу бизнесу, в частности отельному, или вы согласны с теми, кто говорит, что в последнее время государство лишь душит малый и средний бизнес?

- Нет, федеральные и региональные власти зачастую помогают бизнесу. В частности, в свое время государство сделало единую ставку подоходного налога 13%. В этом случае реальные доходы населения увеличились - они смогли брать кредиты. И 40% кредитов стало браться на жилье. Для меня это был самый яркий пример поддержки государством своего народа за всю мою долгую предпринимательскую деятельность. Правда, в последнее время произошло и много негативных для бизнеса событий. Например, сейчас законы публикуются уже не за полгода до ввода их в действие. И система налогообложения изменяется подзаконными актами. Даже если налоги поднять на 3-4% - для малого бизнеса это убийственно. Отменяется налог на вмененный налог. Предлагаемая государством патентная система не прозрачна. По новому законопроекту, розничная торговля может работать, если площадь торгового зала до 10 кв.м. Но таких залов нет – это киоски. Все эти новшества будут постепенно негативно сказываться на развитии бизнеса.
Все привыкли получать нормальную зарплату. Все понимают, что с нормальной зарплатой сегодня можно взять кредит, получить европейскую визу, приобрести страховки. Это действительно изменило отношения работающих людей к месту работы и своей официально зарплате. Возвращение к теневым схемам и зарплатам в конвертах станет не просто шагом назад, это будет падение в пропасть. Государство это почувствует.

- А скажется ли введение новой системы налогообложения на доходности ваших проектов?

- Доходность любого проекта просчитана при получении банковских кредитов. Хорошо, что кредиты все же выдаются, и системы их выдачи понятны и прозрачны бизнесу. Но сокращения штатов избежать не получится. И оно коснется как раз самой уязвимой категории - будут сокращены специалисты без опыта работа, то есть выпускники ВУЗов. Кроме того, как я уже говорил, современная молодежь страдает завышенными зарплатными ожиданиями.

- Все говорят о том, что отельный рынок страдает от нехватки профессиональных кадров. Вы согласны с этим?

- С одной стороны, в Нижнем Новгороде нет профессиональных кадров, которые хотят развиваться и работать. А с другой - в городе большое количество людей, которые официально не числятся как безработные, но которые не ходят на работу, а сидят в ожидании чуда. Человек может получить образование по гостиничному делу, сидеть с дипломом и ни одного дня не работать по специальности. Или же работать секретарем-референтом и ждать, когда его возьмут юристом. Профессиональное образование и профессиональная пропаганда стали слишком однобоки. К сожалению, люди получают образование не за свой счет, а за счет своих родителей. В дальнейшем это образование оказывается ненужным.

«Гостиничное образование можно назвать условно гостиничным»

- Вы сказали, что будете сокращать кадры, и первыми пострадает молодежь без опыта работа. Возможно, после этого люди начнутся держаться за рабочие места более серьезно?

- Страх ничего не решает для кадров. Эти кадры сейчас получают высшее образование среднего уровня. Гостиничное образование можно назвать условно гостиничным. И если человек не имеет опыта работы, то его образование его не спасет – они оторвано от действительности, так как и преподают там одни теоретики. Обычные люди пока не прочувствовали на себя введение новой системы налогообложения. Когда им начнут говорить, что зарплата понизится, да еще ее будут выдавать в конвертах – и они не смогут брать кредиты и продолжать выплачивать ипотеку, они поймут всю серьезность ситуации. Эту проблему пока осознали владельцы бизнеса и топ-менеджеры. У нас зарплат в конвертах не бывает. И, надеюсь, мы к этому не придем. Этот законопроект заставляет людей внутренне выругаться и сказать: «Почему?»


-Некоторые специалисты считают, что достижение 2010 года состоит в том, что линейный персонал гостиниц наконец-то стал улыбаться. И делает это не натужно, а действительно искренне. Вы согласны с этим?

- Да, сейчас топ-менеджеры научили линейный персонал улыбаться. Процесс в этом направлении идет. Многое зависит от методов обучения и семинаров. Многое зависит и от человека, который хочет обучиться профессиональному гостеприимству. Человек, приходящий на ресепшн, должен понимать, что это либо его временная работа, либо начало карьерного пути. Если это начало дальнейшего карьерного роста, то он входит в ту ситуацию, которая называется профессиональным гостеприимством.

- Как вы считаете, ресторанный рынок Нижнего Новгорода достаточно насыщен? И могут ли ресторанные проекты составлять конкуренцию стационарным предприятиям питания? Или это совершенно разные категории и сравнивать их нельзя?

- На сегодняшний день, если мы говорим об общепите, заведений-игрушек в Нижнем Новгороде нет. Заведение-игрушка открывается на деньги инвесторов, но в нем нет профессионалов и, соответственно, грамотного управления. Таких заведений в Нижнем Новгороде нет. Об этом говорит и ротация предприятий питания. Сети, которые пытаются прийти в Нижний Новгород (а кто-то декларирует и приходит, кто-то декларирует и не приходит), это подтверждают. В Нижнем Новгороде есть заведения типа федеральной сети кофеен «Шоколадница», так называемый гламурный фастфуд. Заведение есть в трех объектах - торговых центрах. Больше оно нигде не пойдет. В нашем городе не так много туристов и уж тем более состоятельной местной публики, чтобы она могла просто так разбрасываться деньгами. Ресторанный проект при отеле – это другое дело. Он рассчитан на постояльцев. Им важна качественная, вкусная домашняя еда, а не кулинарные изыски. Одно верно – без грамотного управления и профессиональных кадров не выживет ни одно предприятие сервиса, будь то отель или кафе, ресторан.

«Французы научили нас экономить»

- Кризис заставил многие предприятия жить в режиме строжайшей экономии. В связи с этим стал активно развиваться аутсорсинг – многие отели стали привлекать на аутсорсинг клининговые или бухгалтерские услуги. Каким образом поступили вы?

- Аутсорсинг в бухгалтерии мы не используем: я не могу доверить свою бухгалтерию людям, которые работают как компьютеры. Мне все же важна аналитика: а ее могут предоставить лишь штатные финансисты. Но аутсорсинг возможен в таких вещах, как уборка помещений.
Когда ты делаешь все своими руками и вникаешь в каждый вопрос, это и есть оптимизация. И начинаешь договариваться с каждыми поставщиками – буквально в индивидуальном порядке. И тогда они начинают ужиматься в своих тратах и идут навстречу.

- «Ибис» - известнейшая мировая сеть отелей. Уверена, что французы научили вас экономить?..

- В «Ибисе» 80% электричества – это энергосберегающие лампы. Мы отказались от услуг «Теплоэнерго», потому что подключение и качество их услуг не соответствует уровню отеля. Мы поставили свою котельную, которая вырабатывает и тепло, и горячую воду. Могу сказать, что в «Ибисе» вся система отопления идет по системе вентиляции и кондиционирования, что соответствует международным технологиям. Действительно, у французов все досконально просчитано – этому нам, русским, еще стоит у них поучиться.

- Дмитрий, вы стали пионером по открытию в Нижнем Новгороде мини-отелей. Есть ли в ваших планах открыть еще один подобный проект, или рынок уже насыщен?

- Если говорить про планы коллег, то я не могу оценивать перспективы развития рынка мини-отелей, но этот сегмент очень затратный и не прибыльный. Пик ожиданий роста любого уровня и масштаба отелей уже прошел. Мы находимся в ситуации стагнации. Множество отельных проектов было заявлено 3-4 года назад, но они не прошли даже стадию рабочего проекта – за последние 3 года в ничего глобально не изменилось. Город недостаточно инвестиционно привлекателен в этой сфере – и изменить эту ситуацию невозможно ни в объемах одного города, ни в объемах страны. Ведь кроме налогов на зарплаты, безумно растут траты, связанные с естественными монополиями, - электричество, канализация, отопление, плата за подключение, перекладка коммуникаций за чет инвесторов. Все это ложится бременем на инвестора – это приводит к увеличению. инвестиций в хороший проект процентов на 30. Текущие капитальные расходы не принимаются государством на балласт – они никому не нужны. Бизнесу придется выполнять функцию государственных или негосударственных монополий за свои деньги.

- Кто является целевой аудиторией отеля «Ибис»?

- В отеле останавливаются и россияне, и не россияне. Загрузка у отеля хорошая, так как там очень хорошая цена продажи. В сегодняшних условиях построить достойный отель и продавать хороший номер за 2,900 руб. в сутки – сложно. Но мы это сделали. Это справедливая цена для нашего города.