Менеджмент

05 июня 2012

Зачем отелю баня?

Услуги русской бани, финской сауны, их мини-аналогов все чаще включаются в список дополнительных опций гостиниц и других средств размещения. Какие дивиденды приносят они отелю?

Если изучать банные предложения гостиниц, лидером, вне всяких сомнений, окажется сауна: ее бездымный вариант можно спроектировать в многоэтажном здании. Для традиционной русской бани, которую невозможно представить без печки, требуется отдельное помещение. Банные домики с классической русской парной, как правило, – привилегия загородных гостиниц и санаториев.
Принципиальное отличие русской парной от сауны в том, что в первой, как известно, предлагается влажное парение. Финны же, изобретая, свою баню, поставили на сухой пар: влажность воздуха в сауне – при температуре воздуха в 90-100 градусов достигает всего 5-10%.
Турецкие хамамы, предлагающие очень влажное парение при относительно невысокой температуре – 30-55 градусов – в российских отелях строятся преимущественно в составе спа-комплексов. Хамам – дорогое удовольствие для инвестора: он предполагает немалые площади, шикарный интерьер.
Экономичные варианты¸ к которым пока еще не часто прибегают городские отели – кедровая бочка и инфракрасная сауна. Они занимают мало места, их несложно проектировать, несложно эксплуатировать. Эффект же сопоставим с эффектом от русской парной или сауны. Инфракрасная сауна – кабина из натурального дерева, в которой установлены инфракрасные излучатели. При нагревании деревянные панели излучают фитонциды: они убивают и подавляют рост болезнетворных бактерий, грибков, простейших. Пребывание в кабине – способ избавить организм от шлаков. Инфракрасная сауна производит высокий проникающий эффект, при этом температура в ней не высока – 38-45 градусов, и это очень важно, поскольку такую «баню» спокойно перенесет человек, избегающий больших нагрузок на сердце. А в кедровой бочке банному воздействию не подвергается голова – это значит, она показана тем людям, кто стремится обезопасить сосуды головного мозга от чрезмерного жара. Тело при этом окутывается паром из целебных настоев – так, по мнению медиков, они усваиваются на 40% лучше, чем при питье. Эффекты кедровой бочки – очищение организма, повышение иммунитета, помощь при простудных заболеваниях, реабилитация после травм суставно-связочного аппарата. И, конечно, как и полноценная баня, кедровая бочка замечательно снимает усталость.
На российском рынке есть и эксклюзивные банные предложения. Например, «Азимут Отель Кострома» обладает банным комплексом, созданным по русским традициям, кропотливо собранным: здесь предлагаются нестандартные растирания, массажи. Но самое необычное: так называемый «Конек-горбунок» - парение в котле, стоящем на улице, на костре. На костромском морозце посидеть в дымящемся котле, разглядывая звездное небо – трудно сказать, насколько эта полезна для здоровья, способствует омоложению, но то, что она дарит незабываемые ощущения – проверенный факт.
Александр Зубков, управляющий директор «Азимут Отеля Кострома», рассказал, что, несмотря на уникальность банного комплекса гостиницы, очень мало гостей из других городов едут в отель только «на баню». Другое дело, что при выборе гостиницы гости Костромы руководствуются таким преимуществом, как возможность попариться в лучших русских традициях. Рентабельность комплекса – не высока – 15-20%, но как визитная карточка отеля он свое дело делает.
Г-н Зубков обратил внимание, что в затратах на банных комплекс большую долю составляют высокие зарплаты банщиков, отметив, что эти расходы неизбежны: постоянная работа в бане не проходит бесследно для здоровья, долгое пребывание в парной делает кости хрупкими. Банщики нуждаются в особой диете, в блюдах, содержащих в изобилии фосфор и кальций – об этом особо заботятся в отеле.
Генеральный директор сети AMAKS Hotels&Resorts Дмитрий Златкин также говорит о том, что сауны и бани становятся неизменным атрибутом отелей цепочки. По его данным, окупаемость банных комплексов составляет от двух до четырех лет. При этом в каждом отеле – разные показатели рентабельности, но все они говорят в пользу банных услуг. В «Амакс Парк-отеле» в Воронеже рентабельность бани – 48,3%, в отеле «Азов» -17, 21%.
Отельеры обращают внимание, что наличие бани или сауны в гостинице позволяет получить прибыль и на других услугах: продаже веников, ароматических масел, фиточаев, на массажах и растираниях.
Пользу от включения бань и саун в число дополнительных услуг отеля можно измерять не только деньгами, считает Дмитрий Златкин. Эта опция помогает нивелировать накладки, особенно те, что связаны с работой коммунальных служб: «Когда в городах, где есть отели сети, отключают воду, мы предлагаем гостям бесплатно пользоваться баней».
Эксперт также указывает, на то, что гости бани очень часто покупают и ресторанные услуги: «У нас ведь как бывает: приходят в баню на различные встречи, деловые совещания, торжества, которые сопровождаются застольем».
Как правило, бани и сауны в отелях продаются по одной цене и гостям, и жителям города, в котором расположена гостиница. Впрочем, отели высшего сегмента стимулируют приток гостей и тем, что предоставляют возможность пользования баней или сауной бесплатно. Екатерина Гаранина, генеральный директор управляющей компании «Аккорд менеджмент групп» говорит, что именно так и происходит в московском отеле «Садовое кольцо», которым управляет «Аккорд». «При этом надо понимать, что в термальную зону отеля – в бассейн и сауну вечером приходят почти все гости - и это, конечно, неудобство». По словам г-жи Гараниной, потоки пытаются регулировать, вводя предварительную запись, увеличивая время работы термальной зоны. Для горожан посещение сауны и бассейна стараются продавать в основном в то время, когда гостиница пустеет. Например, предлагают в пятницу вечером переждать предуикэндные пробки: сходить в сауну, бассейн, поужинать и даже остаться переночевать в номере – все это по относительно невысокой цене. Желающие находятся.
И столичные отельеры, и региональные отмечают, что жители городов предпочитают бани, расположенные в гостиницах баням городским – первые неизменно пользуются большей популярностью. В отелях, расположенных в крупных городах, большую часть покупателей банных услуг составляют горожане. Так, в «Амакс Парк-отеле» в Воронеже 74% клиентов банного комплекса составляют жители города. Преобладают они и в тамбовском отеле сети AMAKS Hotels&Resorts. А в гостинице «Азов» вообще большой спрос на банные услуг, и поэтому что в ближайшее время в комплексе планируется увеличить их стоимость для горожан: более высокий спрос рождает и более высокие цены. Цена для гостей отеля останется прежней. При этом в сети действуют программы лояльности, предусматривающие скидки на услуги бань как для жителей городов, в которых расположены гостиницы, так и для постоянных гостей отелей цепочки.
Отельеры также отмечают, что спрос на бани и сауны подвержен сезонным колебанием: летом он падает, с наступлением холодов вновь растет.
ПРОДОЛЖЕНИЕ В НОМЕРЕ ЖУРНАЛА ОТЕЛЬ