Менеджмент

03 декабря 2009

Спортом занимаемся в отеле

И в поездке люди не хотят отказываться от привычных занятий спортом. Отельеры знают об этом давно, однако далеко не всегда решают вопрос положительно. А между тем спортивный комплекс может стать дополнительным и ощутимым источником дохода. Что это, недальновидность или, напротив, тонкий расчет?

От велотренажера до бассейна


Спортивная инфраструктура отеля зависит от его класса и размера номерного фонда. Чем больше звезд и гостей - тем больше возможностей для любителей спорта. Тренажеры и бассейн, нередко вкупе с массажным кабинетом и сауной – для пяти и четырех звезд явление обычное. Но иногда спортивная тема принимает облик внушительного комплекса с волейбольными и теннисными площадками, залом для аэробики, тренажерами и даже картингом. «В оздоровительном центре нашего отеля к услугам гостей тренажерный зал, сауна, джакузи, солярий и массажный кабинет. Комфортный тренажерный зал оборудован последней линией тренажеров Lifi Fitness. Кардионагрузку можно получить на беговой дорожке и на велотренажере, а для силовых тренировок на все группы мышц предлагается многофункциональный силовой комплекс и гантельный ряд. А наши тренеры могут разработать индивидуальную программу занятий для каждого гостя», - рассказывает Валерия Пискарева, начальник отдела продаж и маркетинга отеля «Марко Поло Пресня». Более глобальный подход демонстрирует отель «Нептун» в Санкт-Петербурге, гости которого имеют возможность посещать спортивно-развлекательный комплекс при гостинице с бассейном, сауной, массажным кабинетом, фитнес-центром, площадкой для игры в сквош, боулингом и т.п.


А вот в гостиницах 3* и мини-отелях зачастую обходятся без спортивного комплекса. В более выигрышном положении – загородные гостиницы. «В московских городских отелях наличие спортивных комплексов далеко не обязательно. В большей степени отели Москвы нацелены на прием бизнес-туристов, им важнее предоставить широкий спектр конгресс-услуг», - говорит Никита Любимов, генеральный директор Управляющей Компании «РосЕвроОтель». По его мнению, спектр дополнительных услуг, в том числе и спортивных, определяется целевым гостем. «Например, для индивидуальных гостей, приезжающих с семьей на отдых, важно наличие современного wellness-центра. Женщинами на отдыхе востребованы SPA – программы, косметологический кабинет, салон красоты и парикмахерский салон. Большим спросом пользуются услуги массажа. А тренажерные залы, бильярд, теннис, квадрациклы и т.д. важны в основном для мужчин. Если отель делает большую ставку на прием корпоративных групп, не обойтись без спортивных площадок для организации мероприятий team-building: площадок для пейнтбольных турниров, соревнований по гольфу и большому теннису и т.п.».
Особняком на этом фоне выглядят специальные спорт-отели. Например, в клуб-отеле «Акватория Лета» в г. Ейске гости могут заняться 11 видами спорта, среди которых не только аэробика и плавание, но виндсерфинг, кайтсерфинг, вейкбординг, водные лыжи, скалолазание.


Спрос на массаж стабилен


В тренажерном зале среднестатистического городского отеля редко встретишь более 2-3 человек, особенно днем. Большей популярностью пользуются бассейн и wellness-центр, особенно за городом. «В отелях, находящихся в управлении УК «РосЕвроОтель», достаточно востребованы услуги wellness и SPA-центров. Например, бронирование салонов русской бани и финских парных осуществляется задолго до предполагаемого заезда. Никогда не пустует бассейн. При корпоративных заездах большой популярностью пользуются пейнтбол, поездки на квадрациклах, конные прогулки и теннисный корт, а зимой – спуск по «русской горке» на тюбингах, лыжи и коньки. Большим спросом пользуется массаж, в особенности, тайский», - рассказывает Никита Любимов. Популярность массажа среди гостей отеля отмечает и Валерия Пискарева: «В нашем отеле представлен обширный комплекс услуг массажа, пользующийся необычайным спросом, ведь его делают высокопрофессиональные специалисты со знанием английского, итальянского, арабского языков. И между прочим, эти мастера своего дела - гордость отеля».


Как добиваются отельеры безубыточности спортивного комплекса? Один из распространенных и действенных способов – включение спортивных услуг в стоимость номера. Так, например, сделали в отеле «Марко Поло Пресня». «Пользование тренажерным залом, сауной и джакузи в нашем отеле включено в стоимость номера, это позволяет гостям не нарушать привычный образ жизни вдали от дома», - свидетельствует Валерия Пискарева.


Включение спортивных услуг в стоимость номера немного увеличивает ее размер, но гости получают возможность бесплатно ходить в спортзал, сауну и бассейн. Большинству такая возможность приходится по душе. Часто в стоимость номера включается пользование лишь ограниченным набором услуг wellness- или спортивного центра. Либо бесплатное оздоровление ограничивают во времени, например, утренними часами или выходными. Например, в отеле «Нептун» гости могут бесплатно посещать бассейн с 7 до 10 часов утра, а в отеле «Марко Поло Пресня» лишь в выходные дни можно бесплатно сделать массаж. Понятно, что подобные «хитрости» стимулируют спрос на услуги в другое, уже платное время. «Кроме того бесплатный массаж для гостей отеля по субботам и воскресеньям позволил привлечь дополнительный поток гостей в выходные дни, а также, в том числе и из-за этой услуги, многие корпоративные клиенты, деловые поездки которых завершались, как правило, в будни, продлевали свое пребывание в отеле на выходные», - говорит Валерия Пискарева.


Есть и другие методы стимулирования спроса на услуги спортивных комплексов. «В отелях, находящихся в управлении УК «РосЕвроОтель», стимулирование спроса на услуги спортивных комплексов осуществляется с привязкой к территории. Например, в Дачных отелях привлечению клиентов способствует следующее:


1. Широкий спектр предлагаемых дополнительных услуг (SPA, wellness, спорт), ведь очень важно дать гостю право и возможность выбора.


2. Хорошее информирование гостей о предоставляемых услугах. Здесь я имею в виду четкую систему навигации и указателей, директории в номерах, информационные стенды, table tents в ресторанах и на ресепшн, вывески. Если у гостя есть интерес к активному отдыху, он должен с легкостью выбрать то, что ему нужно, а не искать, где находится спортивная площадка или пункт проката.


3. Профессиональные консультанты и высококлассные специалисты, обладающие опытом работы, ведь грамотная консультация помогает отелю продать дополнительную услугу, а качество исполнения услуги позволяет рассчитывать на возврат гостя», - рассказывает Никита Любимов. Указанные методы прекрасно работают и в городских отелях. Также в городских отелях целесообразно увеличивать время работы спортивных комплексов (например, с 6.00 до 23.00).


Спорт на аутсорсинге


Открытие спортивного клуба сопряжено с немалыми затратами денег и времени, к тому же нужны большие площади. Так, для полноценного спортивного центра с большим бассейном необходимо не менее 1000 кв. м. Такие площади в городских отелях – редкость, поэтому часто спортивная инфраструктура городских отелях ограничивается небольшим бассейном, а то вовсе тренажерным залом. Тут затраты поменьше. Например, на оборудование тренажерами зала площадью 50-70 м кв. достаточно даже 5-6 тыс. долларов. Но серьезный спортивный комплекс потребует в среднем 500-800 долл. на 1 кв. м. площади.


Конечно, не каждый отельер готов потратить такую сумму. Но если решение принято разумнее всего отдать спорт на аутсорсинг. Помимо экономии на капитальных вложениях это позволит избежать операционных издержек по содержанию собственного спортивного комплекса. Примером может служить Гранд Отель «Европа» (Санкт-Петербург), где работает спорт-клуб сети «Планета фитнес». У медали есть и обратная сторона -доходы от спортивного комплекса получает сторонняя организация, а отель в может рассчитывать лишь на арендную плату и на доходы от пользования инфраструктурой отеля посетителями спортивного клуба. «Вариант сотрудничества отеля и стороннего фитнес-клуба более актуален для городских отелей. Такой вид взаимодействия может быть весьма эффективен – гости отеля могут пользоваться услугами спорта, а гости фитнес-центра могут посетить, к примеру, ресторан отеля», - рассуждает Никита Любимов. Сторонние организации также могут быстро расширить список предлагаемых гостиницей услуг: «Таким образом мы предлагаем гостям квадроциклы и некоторую водную технику, - признается Никита Любимов. - Также, не имея собственной конной базы, но прибегая к сотрудничеству со сторонней организацией, дачные отели, находящиеся в нашем управлении, на протяжении многих лет предоставляют гостям возможность конных прогулок по Истринскому лесу».
Минус такой работы в том, что отелю придется отвечать за работу третьих лиц, контролировать которых он не может. «Мы испытывали некоторые трудности при поиске поставщиков квадроциклов и водной техники, но к счастью, сейчас все вопросы разрешились, и мы можем поручиться за своих партнеров», - рассказывает Никита Любимов.


Да или нет?


На операционные расходы приличного спортивного комплекса с бассейном, фитнес-залом, тренажерами, сауной и массажным кабинетом может уйти 40-50 тыс. долл. в месяц. При этом за пользование бассейном гости в среднем платят 100-400 руб. в час в зависимости от класса и расположения отеля (например, в Москве и Подмосковье, в Санкт-Петербурге расценки, конечно, выше), сеанс массажа стоит 1,5-4 тыс. руб., занятия в группе аквааэробикой – 400-800 руб. Очевидно, что прибыль возможна только при большом количестве посетителей. «Для подмосковных отелей наличие спортивного комплекса всегда плюс. Гость едет отдыхать, а спорт и отдых, для большинства – понятия неразделимые», - утверждает Никита Любимов. А в городских отелях серьезные спортивные комплексы далеко не всегда могут выжить только за счет гостей отеля, поэтому отели часто активно продвигают их как отдельное направление, привлекая посетителей «с улицы». Например, в отдельный комплекс выделена вся спортивная инфраструктура отеля «Нептун». Годовой абонемент на неограниченное посещение бассейна стоит 32 640 руб., а годовая карта на неограниченное посещение фитнес-центра – 23 800 руб., в сквош можно поиграть за 646 руб., а попариться в сауне в течение часа – за 850 руб. Свои услуги сторонним посетителям предлагает и фитнес-центр при отеле «Мариотт-Роял Аврора». Стоимость годовой карты здесь начинается от 2000 долларов США. Но позволяет ли это говорить о прибыльности? «Спортивный комплекс в городском отеле недостаточно прибылен, - считает Никита Любимов, - он может принести прибыль, только если отель расположен в городе, где спортивные услуги не развиты или представлены на низком уровне. В таком случае наличие фитнес-центра на территории отеля, при должном его продвижении, может обернуться значительным дополнительным доходом». И дополнительными клиентами. «Для организации корпоративных выездов с элементами team-building, наличие развитой спортивной инфраструктуры отеля зачастую становится определяющим при его выборе», - продолжает Никита Любимов.


Ольга Агуреева